Кроме отделения от природы и изоляции от окружающих на развитие личности влияют так называемые «экзистенциальные потребности». Это не рефлексы и не инстинкты, экзистенциальные потребности – отдельная часть личности каждого человека и своеобразная основа дихотомии свобода – безопасность.

1. Потребность в коммуникации . Людям необходимо постоянно о ком-то заботиться, проявлять участие и нести ответственность, чтобы преодолеть изоляцию от природы и отчужденность. В норме эта потребность осуществляется посредством «продуктивной любви » помогающей индивидам сохранять свою индивидуальность, трудясь вместе. В патологии, если потребность не удовлетворена, люди становятся нарциссами: они отстаивают свои личные эгоистические интересы и не способны доверять другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Процесс созидания в разных своих формах (воспитание детей, искусство, создание материальных ценностей) позволяет человеку достичь чувства свободы и полноценности. Неудовлетворение этой потребности является причиной деструктивного поведения.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы чувствовать себя частью человечества. В детстве человек имеет все основания чувствовать себя в безопасности – он защищен родительской опекой. Позже эта связь ослабевает либо теряется вовсе и человек, чувствуя неизбежность смерти, ощущает потребность в поддержке, стабильности и прочности. В том случае, если человек не смог отделиться от родителей, он не сможет ощутить свою личностную ценность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди используют потребность тождества с самим собой, т.е. в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть и «отдельность» от других людей. Если человек достаточно четко самоидентифицирован он чувствует себя хозяином своей жизни. Если идентификация не достигнута, то человек становится пассивным, постоянно ждущим каких-то указаний.

5. Потребность в смысле жизни и идеологии. Фромм считал, что людям необходима стабильная и постоянная опора для понимания окружающего мира. Особое место занимает представление человека о природе и обществе. Главное, чтобы человек к объяснению окружающей действительности относился рационально, в этом залог здоровья, в т.ч. психического. Люди нуждаются в объекте преданности или смысле жизни – высшие цели или Бог.

Удовлетворение потребностей и, соответственно, формирование индивидуальности каждого человека, зависит от конкретных социально-экономических условий его жизни. Таким образом, определяющим фактором развития личности , по Фромму является общество . Но, как и у Фрейда, эти «основные ориентации характера» остаются практически неизменными всю жизнь.

Фромм выделял в современном обществе пять социальных типов характера: эти типы представляют собой результат взаимодействия экзистенциональных потребностей с социально-экономическими условиями данного общества. Среди всех типов Фромм определяет два больших типа: нормальные (продуктивные) и девиантные (непродуктивные) . Ни один из этих типов не существует в чистом виде: продуктивные и непродуктивные качества сочетаются в каждом человеке в разных пропорциях. Следовательно, психическое и социальное здоровье индивида зависит от сочетания нормальных и девиантных черт человека.

1. Рецептивный тип . Считают, что источники всего хорошего в жизни находятся вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и их главная задача в жизни – сделать себя достойными любви окружающих. Их главная особенность – пассивность, доверчивость и сентиментальность. Люди этого типа могут быть оптимистичными и идеалистичными.

2. Эксплуатирующий тип . Берет все, что ему нужно силой или хитростью. Неспособны к созиданию, добиваются всего, эксплуатируя окружающих. Негативные качества: агрессивность, эгоцентризм, самонадеянность и склонность к сексуальной эксплуатации.

3. Накапливающие типы . Стремятся обладать большим количеством материальных благ, власти и любви. В определенной степени консервативны, не любят перемен. Положительные особенности – предусмотрительность, сдержанность и лояльность.

4. Рыночный тип . Оценивает себя как товар, который можно выгодно продать или обменять. Эти люди крайне конформны, готовы стать «кем угодно» в личностном плане лишь бы понравиться покупателю. Негативные качества – оппортунизм, бесцельность, бестактность, неразборчивость в средствах. Положительные черты – открытость изменениям, высокая обучаемость и щедрость. Фромм считал, что рыночная ориентация – продукт современного индустриального общества и присущих ему социальных проблем.

5. Продуктивный тип . Это, по Фромму, конечная цель развития любой личности. Этот тип – независим, честен, спокоен, совершает социально-полезные поступки. По существу продуктивный тип – идеальный и его достижение остается под вопросом. Современное общество рисуется по Фромму таким, в котором удовлетворяются и базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом .

4. Экзистенциальные потребности человека

Фромм считает, что в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами (как, например, влечение к смерти в теории Фрейда). Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством "продуктивной любви", помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим (в таком случае становится востребованной психологическая помощь или даже психотерапия).

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности (в таком случае консультация и помощь психолога просто необходимы).

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу (иногда это чувство становится возможным впервые пережить в психотерапии или психоанализе) .

4. Потребность в самотождественности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, - в самотождественности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способен сказать: "Я - это я". Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям, даже если это указания собственного бессознательного. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество. Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

5. Искусство любви

Любовь -- это абстракция:

Карл Маркс критикует ошибочность превращения предиката (то есть абстракции) в субъект. В результате такого действия любовь превращается в Молоха. Эрих Фромм обращает внимание на то, что любовь это абстракция, и "в действительности же существует лишь акт любви".

Любовь -- это не вещь, а процесс, действие, акт:

Идиоматические изменения происходящие в языке делают любовь вещью: "у меня огромная любовь к вам". Такое выражение бессмысленно. Можно говорить о любящем человеке, о любви человека и нельзя говорить о человеке любви. "Существительное „любовь" как некое понятие для обозначения действия „любить" отрывается от человека как субъекта действия. Любовь превращается в богиню, в идола, на которого человек проецирует свою любовь; в результате этого процесса отчуждения он перестает испытывать любовь, его способность любить находит свое выражение в поклонении „богине любви".

Любовь -- это не только чувство:

Эротическая любовь -- "это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок. Если бы любовь была только чувством, то не было бы основания обещать любить друг друга вечно. Чувство приходит и уходит. Как я могу знать, что оно останется навечно, если мое действие не включает разумного выбора и решения?" .

Две противоположные формы любви:

Эрих Фромм сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Если первая "предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения", то вторая означает лишение объекта своей "любви" свободы и держание его под контролем. "Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее".

Любовь по принципу бытия или плодотворная любовь:

Такие мировые религии как Буддизм, Иудаизм, Христианство, и ряд других религий и учений посвящены культуре плодотворной любви. Но плодотворная любовь является скорее исключением, чем правилом, и это замечание перекликается с библейским "…тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Матф.7:14) Только если человек "осознает человеческую ситуацию, дихотомии, присущие его существованию, и свою способность раскрыть свои силы, он будет в состоянии успешно решить эту свою задачу: быть самим собой и для себя, и достичь счастья путем полной реализации дара, составляющего его особенность, -- дара разума, любви и плодотворного труда" ] .

Любовь по принципу обладания или неплодотворная любовь:

Переход от "влюбленности" к иллюзии любви-"обладания" можно часто со всеми конкретными подробностями наблюдать на примере мужчин и женщин, "влюбившихся друг в друга".

Любовь -- это искусство:

Большинство людей исходят из предпосылки, что "любовь -- божий дар, выпадающий человеку как счастливый случай, удача", однако проведя исследование природы любви Эрих Фромм показывает, что "любовь -- искусство, такое же, как искусство жить", и это искусство требует "знаний и усилий". Фромм в своих работах отражает много граней любви: искусство, самообновление, самообогащение, наслаждение и т. п., и при изложении теории любви он дает такое определение: "Любовь -- это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство". Он также исследует мотивацию активности и показывает, что активность бывает двух видов, и активность творца отличается от "пассивной" активности "жертвы".

Фактор когнитивности:

Кластер когнитивности охватывает такие понятия как "сигнал", "ощущение", "образ", "сознание", "разум" . "Если бы кто-то взялся изучить воздействие матери, по-настоящему любящей себя, он смог бы увидеть, что нет ничего более способствующего привитию ребенку опыта любви, радости и счастья, чем любовь к нему матери, которая любит себя". В противоположность этому "Истории известны случаи, когда в джунглях теряли младенцев, и они вырастали среди зверей. И ни один из найденных детей не смог стать полноценным человеком, не смог влиться в нашу человеческую общность".

Теория любви

"Любовь -- ответ на проблему человеческого существования"

Человек -- это осознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживание отчужденности от природы, от других людей. Поэтому глубочайшей, стержневой потребностью человека является стремление покинуть тюрьму своего одиночества, стремление обрести единение с другими людьми.

Виды любви:

Братская

Материнская

Эротическая

Любовь к себе

Любовь к Богу

Возможности и потребности человека

Индивид -- это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизическими особенностями. У индивида, собственно, и индивидуальные биологические, и социальные потребности...

Возможности и потребности человека

Семья -- первичная и основная биосоциальная ячейка человеческого общества, представляющая собой группу людей, объединенных любовью, браком и кровными узами. Семья характеризуется тремя основными признаками: совместным проживанием ее членов...

Воспитание способности самоуправления и самосовершенствования

Потребности и мотивы настолько тесно переплетены в структуре личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи. Начинать анализ нужно с потребностей. В своих первичных биологических формах потребности есть состояние организма...

Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е...

Личность и направленность личности в психологии

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации -- это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий...

Мотивация деятельности человека

Источником деятельности человека и предпосылкой его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе мотивации человека: поскольку человек нуждается в определенных условиях существования...

Направленность и мотивы деятельности личности

Одним из основных источников активности личности являются потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования...

Особенности потребностей аффилиации

Потребность - это свойство живых организмов, выражающее исходную форму их активного и избирательного отношения к предметному миру. Также потребность может определяться как субъективное состояние человека, выражающее его нужду...

Потребности личности

Общепризнано, что потребности - это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей - от биологической трактовки до социально-экономической...

Потребности, их классификация и роль в профессиональной деятельности

1. Мотивация и основные функции мотивации. Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели...

Протекание психологических процессов у человека

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом...

Роль природной и социальной сферы в формировании потребностей человека

Формирование потребностей человека - сложный и длительный процесс, обусловленный его воспитанием и средой в самом широком понимании, природной и социальной структуры этой среды, той информации, которую получает человек со дня его рождения...

Топология и теория поля К. Левина

По мнению Левина, движущей силой человеческой деятельности является потребность. Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности)...

Человек в поисках смысла: проблемы личности в гуманистической психологии

Эрих Фромм один из первых психологов, старавшихся расширить горизонты психоанализа. Экзистенциальная философия стала основой его гуманистической теории. По Э.Фромму, неотъемлемой чертой человеческого существования является одиночество...

До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973). К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способным сказать: «Я - это я». Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности.

Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством "продуктивной любви", помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973). К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу.

4. Потребность в самотождественности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, – в самотождественности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способен сказать: "Я – это я". Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл "основными ориентациями характера". Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

Человек - это социальное существо. Самой природой заложено, чтобы у людей были друзья, наставники и семья. Чтобы удовлетворить эту потребность, необходимо постоянно общаться и узнавать новых людей, заботиться о близких, опекать менее опытных. Общение может происходить на работе или учебе, в развлекательных учреждениях, в фитнес-центрах, на обучающих семинарах и так далее. Через общение человек учится новому и лучше познает себя. Если эта потребность не удовлетворяется, есть риск замкнуться только на своих интересах.
Экзистенциальные потребности впервые выделил философ и социолог Э. Фромм.

Потребность в преодолении себя

Животные по своей природе ленивы - им необходимо сохранять энергию, чтобы охотиться или убегать от преследования. Человек лишен таких проблем, но лень остается его спутником. Испытывая потребность в преодолении себя, люди стремятся побороть свое животное начало и стать на ступеньку выше. Удовлетворить эту потребность достаточно легко - нужно научиться созидать. В противном случае можно потерять уважение к своей жизни и судьбам других людей.

Потребность в корнях

Человеку необходимо ощущать себя частью своего рода или социальной группы. В древние времена изгнание из племени считалось самым страшным наказанием, ведь без своих корней человек становился никем. Люди мечтают о большом семейном доме, стабильности и безопасности - это напоминает им о детстве, когда человек наиболее тесно связан со своими родственниками. Неудовлетворение потребности приводит к одиночеству, но в то же время слишком сильная привязанность к родителям мешает обретению личной целостности.

Потребность в самоидентификации

Несмотря на желание принадлежать к определенной социальной группе, человек испытывает потребность в признании собственной личности. Самоидентификация подразумевает, что индивид имеет четкие представления о себе, оценку своей деятельности и сформированные принципы. Удовлетворение этой потребности облегчает жизнь, так как человек четко знает, чего он хочет. И наоборот, копирование чужого поведения способно привести к депрессии и заниженной самооценке.
Потребность в самоидентификации отсутствовала в ранних обществах - тогда люди полностью отождествляли себя со своим кланом.

Потребность в системе ценностей

Эту экзистенциальную потребность многие считают самой важной. Формирование системы ценностей происходит с раннего возраста и меняется в течение жизни. На взгляды человека влияет воспитание, впечатления о тех или иных событиях, общение с другими людьми. Наличие системы ценностей дарит жизни смысл и объясняет путь человека на протяжении его существования. Без удовлетворения этой потребности человек действует бесцельно и часто оказывается в жизненном тупике.