Минувшая неделя стала последней учебной для 23 тысяч школьников Петербурга. Они сдали экзамены и вовсю готовятся к школьному балу. В этом году » претерпел некоторые изменения. Во-первых, не закончена реставрация Дворцового моста, поэтому праздник пройдет только на Дворцовой площади. Традиционного концерта на Стрелке Васильевского острова не будет.

Из-за дня памяти 22 июня праздник сдвинут ровно на сутки, и шоу начнется воскресным вечером. А все остальное останется прежним: парусник с алыми парусами, пальба пиротехники, дым петард и изрезанное скальпелями лазеров ночное небо.

В этом году «Алые паруса» как праздник выпускников отметят 45-летний юбилей. Впервые в Ленинграде несколько школ его провели в конце июня 1968 года. Гуляли до 1979-го, а потом забыли до XXI века. Возродили только в 2005-м.

Тех, кто помнит первые «Алые паруса», упорно искал и нашел специально для НТВ корреспондент Роман Закурдаев .

Чуть дороже деревянный. Более доступный вариант пластмассовый. Купить главный символ возрожденного праздника выпускников теперь можно без особых трудностей. На «Алых парусах» как на бренде Петербурга, конечно, зарабатывают, но и на поддержание этого бренда тратят в разы больше. Грандиозное пиротехническое шоу на Неве, световое представление с лазерными установками. Все это, кажется, затмило былой романтизм, наивность и неподдельную искренность самых первых «Алых парусов».

Если бы даже «Алые паруса-69» транслировали в прямом эфире, из телеприемников страны Советов подобное вряд ли бы могло прозвучать. Речь идет об одной из первых аудиозаписей выступления битломана, ученика московской школы №19 Андрея Макаревича. В мае 69-го, в год основания «Машины времени», со своей англоязычной программой начинающие музыканты могли играть перед выпускниками ленинградских школ на самом первом празднике «Алые паруса».

Елена Бондарева , выпускница 1969 года: «Кто-то шум пустил: „Машина времени“, „Машина времени“. Это был совершенно новый ансамбль. Они наши ровесники. Кое-какие песни знали. Поэтому так хотелось их услышать. Мы прибежали, а их уже не было».

Кажется, и без «Машины времени» в тот июньский вечер выпускница Елена Бондарева была полна впечатлений. Ленинградские школьники тогда впервые увидели на Неве корабль с алыми парусам. Ну, или почти с алыми.

Елена Бондарева , выпускница 1969 года: «Не было алых парусов как таковых. Они представляли собой подсвеченные красными юпитерами или факелами образ Алых парусов».

Организацию и написание сценария первого общегородского праздника выпускников доверили Ленинградскому дворцу пионеров. Лидия Буланкова поминутно помнит всю программу торжества. Ей поставили непростую задачу — придумать, чем занять вчерашних школьников после представления на Неве.

Буланкова пошла на риск. Идея с детскими абсолютно наивными конкурсами оправдала все ожидания. Юноши и девушки наизусть читали басни Крылова в Летнем саду. Всем классом танцевали «яблочко», «гапак» и «лезгинку».

«Алые паруса» прочно закрепились в календаре городских праздников. Правда, многолетней традицией так и не стали. Лидия Буланкова до сих пор считает большой ошибкой то, что на школьный выпускной начали приглашать учащихся ПТУ.

Лидия Буланкова , 1-й заместитель директора Ленинградского дворца пионеров 1958–1984 гг. : «Если после первого праздника нам на утро сообщала милиция, хорошо все прошло или нет. Первые разы все было в порядке. А тут появились пьяные. Какими-то ходами приносили с собой выпивку и прочее. Поэтому городской отдел народного образования праздник запретил».

Подробнее — в репортаже НТВ.


Алые паруса» повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере в чудо и всепобеждающей, возвышенной мечте, написанная в годах. Алые паруса» повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере в чудо и всепобеждающей, возвышенной мечте, написанная в годах.


История Создания У меня есть «Алые паруса» повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия.




Сюжет Повесть рассказывает историю о жизни девочки Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было пять месяцев. Повесть рассказывает историю о жизни девочки Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было пять месяцев. Ассоль жила со своим отцом-моряком. После отставки он стал делать игрушки, чтобы заработать себе и маленькой Ассоль на жизнь. И однажды Ассоль в лесу встречает старика по имени Эгль, который рассказывает ей, что когда она станет взрослой, к ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. И однажды Ассоль в лесу встречает старика по имени Эгль, который рассказывает ей, что когда она станет взрослой, к ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила старику и стала ждать принца. И в один прекрасный день её мечта сбылась. Ассоль поверила старику и стала ждать принца. И в один прекрасный день её мечта сбылась.




Официальная история петербургского бренда, праздника выпускников «Алые паруса», насчитывает 12 лет в обновленном формате - после его возрождения в 2005 году. Он мог бы скоро отмечать полувековой юбилей - если бы созданную в 1968 году ночную феерию не закрыли в 1979-м на долгие четверть века.

Первые «паруса»

По официальной версии, история праздника началась в 1968 году, но в 1979-м он прекратил свое существование. В 2005 году шоу вновь возрождено и даже внесено в реестр мирового событийного туризма и рекомендовано к посещению в 20 европейских странах.

До сих продолжаются дискуссии, кто и когда придумал его и почему оно было закрыто в конце 1970-х. По одной из версий, единственный в Советском Союзе праздник для выпускников школ «Алые паруса» появился в Ленинграде в 1968 году по инициативе городского отдела народного образования. Организовать его было поручено руководству и городского дворца пионеров имени Жданова, в котором занимался едва ли каждый советский ребенок (ныне - Дворец творчества юных).

Праздник открылся 27 июня 1968 года за час до полуночи. Главной сценой стала акватория Невы между Кировским и Дворцовым мостами. Праздник начался со светового шоу под знаменитый «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра.

«Вам, юноши и девушки, молодые граждане нашего города, посвящается этот праздник! Сегодня вам вручили аттестат зрелости!.. Это незабываемый день! Так пусть же и этот вечер запомнится навсегда!» - произнес диктор.

Затем была предложена постановка в духе советских театрализованных представлений: прошли «рабочие Путиловского завода», революционные матросы, солдаты. На параде кораблей были представлены живые картины: на первом корабле - имитация завода с цехами, машинами и рабочими. На втором - серп с полеводами и механизаторами. Третьим шел корабль «Атом» с молодыми учеными. Таким образом, молодежи был предложен традиционный советский выбор: стать рабочим, крестьянином или податься в интеллигенцию. Корабли сопровождали суворовцы и нахимовцы.

Главным кораблем был катер «Ленинград», на котором был поднят флаг праздника, а затем несколько десятков молодых людей зажгли факелы, которые по цепочке передали огонь на Ростральные колонны. От стен Петропавловской крепости со Стрелки были произведены залпы навесного фейерверка. Затем в Неву вошел трехмачтовый «Секрет» под алыми парусами. На борту были герои Александра Грина.

Праздник, как свидетельствуют официальные источники, продолжался до 4-5 часов утра, представление посетило более 25 тысяч выпускников. С этого дня празднование «Алых парусов» в таком формате стало традиционным и отмечалось вплоть до 1979 года, пока глава ленинградского обкома КПСС Григорий Романов не закрыл его.

Впрочем, есть еще одна версия рождения праздника. Некоторые СМИ утверждают, что первый праздник «Алые паруса» состоялся на десятилетие раньше - в 1958 году. Первыми ведущими праздника были студентка Института культуры Лариса Куприна и курсант ЛВИМУ им. Адмирала С.О. Макарова («Макаровки») Юрий Козлов, которые, как утверждается, и придумали название праздника. Официальная часть проходила в театре им. Ленинского комсомола, затем все перемещались на набережную. Через несколько лет праздник прикрыли, а в 1968 возродили вновь.

Почему и кому не угодили «Алые паруса»

Версий несколько: по одной из них - праздник был закрыт из-за того, что подвыпившие выпускники устраивали стычки друг с другом, а милиция не справлялась. По другой версии - на последнем в 1970-х годах празднике несколько выпускников на спор решили перепрыгнуть разводящиеся пролеты моста и погибли, упав в Неву. Есть и третья версия: закрыть ленинградский бренд приказали «сверху», чтобы вторая столица не перекрывала славу первой, то есть Москвы.

Так или иначе, в 1979 году «Алые паруса» прекратили свое существование. Несколько поколений ленинградских выпускников отмечали день и ночь прощания со школой и с детством на той же Неве, но неофициально. Нанимали кораблики, гуляли по набережным, пили шампанское на Марсовом поле и пели песни на ночном Невском. Праздник был возрожден лишь 26 лет спустя, в 2005 году.

Почему паруса - шведские?

В течение четырех лет в Неву под алыми парусами входил российский фрегат «Штандарт». Однако в 2010 году его место занял шведский парусник «Три короны» (Tre Kronor). Тогдашний «культурный» вице-губернатор Петербурга Алла Манилова объясняла замену отечественного парусника на иностранный тем, что «Штандарт» не имел разрешения на перемещение во внутренних водах России и в предыдущие годы его выпускали на «Алые паруса» в порядке исключения. В 2009 году, по словам чиновников, капитан «Штандарта» якобы вновь не оформил документы и даже не стал вести с переговоры со Смольным.

«Решение найти новый парусник стало результатом затяжных и безуспешных переговоров с капитаном “Штандарта” Владимиром Мартусем», - подчеркнула Манилова.

Сам капитан Владимир Мартусь обижен и считает, что замена его корабля иностранным - результат чиновничьей лени и внутренних разборок.

«Естественно, сам я отношусь к участию иностранного судна d русском празднике очень плохо. Но могу заверить, что со своей стороны я предпринимал все усилия, чтобы именно “Штандарт” участвовал в “Алых парусах”. Сейчас же бороться с бюрократией силы иссякли. Я вижу в этом коммерцию и работу на картинку – ну, что ж делать, может быть, сейчас у нашего города такая судьба», - рассказал Мартусь в интервью РИА «Новости» в 2013 году.

По его словам, он уже 4 года не может вернуться в Россию из-за проблем с законодательством. Дело в том, что для деревянных и парусных кораблей в России нет базы по техническому надзору и контролю, а потому корабль может остаться вечно на приколе.

«Со стороны чиновников только апатия. Нет исторических судов - ну, нет и нет. Видимо, это их устраивает. Чтобы поставить ситуацию с головы на ноги, нужно чуть ли не в кодекс торгового мореплавания изменения вносить. То есть это серьезная работа на уровне Госдумы, на которую лично у меня нет ресурсов. У шведского же корабля все хорошо, на него действуют шведские законы. Если “Штандарт” перевести под флаг другого государства, то мы тоже могли бы заходить в Петербург по шведским или голландским правилам, но петровский фрегат под шведским флагом… Такую картинку мне представить сложно и больно. Тем более когда я знаю, что все проблемы от того, что чиновникам лень немного поработать», - сообщил Владимир Мартусь.

Заметим, что за все годы существования праздника роль гриновского «Секрета» выполняли несколько судов. Сначала была шхуна «Ленинград» (немецкая трофейная шхуна «Дер Зеетойфель»). В 2008 году по Неве плыл учебный трехмачтовый корабль «Мир», построенный на верфи Гданьска в 1987 году. Затем были «Штандарт» и последние годы - шведские «Три короны».

Гимн Ассоли и Грэя

Увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта» уже стала гимном и музыкальным символом праздника. В 2010 и 2011 годах в основу музыкальной партитуры легли произведения выдающегося композитора Эдуарда Артемьева, который лично участвовал в подготовке музыкального материала, а в 2012-м - классиков Сергея Прокофьева, Исаака Дунаевского, а также популярного российского артиста и композитора Дмитрия Маликова, который исполнил сюиту в сопровождении Балтийского симфонического оркестра под управлением Константина Орбеляна.

За что ругают

За тонны мусора, которые не успевают убрать даже значительно усиленные бригады дворников. За пьяную молодежь, причем, по оценке полицейских, напиваются все подряд - и сами выпускники, и гости.

Немало доставалось городскому правительству за недостаток урн и туалетов, за неработающее метро, профанацию проверок и «металлодетекторов», через которые молодежь спокойно проносила на Дворцовую и горячительные напитки и петарды.

Ситуацию удалось исправить не сразу - меньше всего негативных отзывов о бардаке на празднике поступило в 2011 году. Последние два года в эту ночь без закрытия работает и метро, что, безусловно, очень помогает гостям праздника.

«Алые паруса-2016»

Руководитель оргкомитета праздника, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов рассказал, что в 2016 году вход на Дворцовую набережную и Дворцовую площадь будет открыт только для 80 тысяч выпускников школ (из которых около 700 - окончившие кадетские школы, а также выпускники из 19 регионов и 3 зарубежных стран).

Около 30 специализированных судов будут обеспечивать безопасность акватории между Троицким и Дворцовым мостами и так называемые «буферные» зоны, не допуская опасных маневров в районе размещения пиротехники.

Во избежание подделок пригласительные билеты, помимо других степеней защиты, снабжены специальной перфорацией. Их бесплатное распространение начнется только накануне самого события. Впрочем, уже появилась , что на «черном рынке» можно купить билет на Дворцовую площадь за 1 - 3 тысячи рублей.

В организации мероприятия принимает участие 5 тысяч человек, из которых 2 тысячи - стражи порядка. Около 30 специализированных судов будут обеспечивать безопасность акватории между Троицким и Дворцовым мостами и так называемые «буферные» зоны, не допуская опасных маневров в районе размещения пиротехники. В центре города установят почти полторы тысячи туалетов, а 135 специальных уборочных машин обеспечат быстрое наведение чистоты после праздника. Досмотр обещают как в самом серьезном аэропорту. Запрещено проносить с собой еду и напитки.

Гостей будут развлекать музыкальные группы, вошедшие в топ-20 предпочтений петербургской молодежи. Среди них - «Звери», «Ночные Снайперы», «Сплин», Iowa, Мот и Бьянка. В 12-й раз подряд ведущим станет петербуржец Иван Ургант. Его напарница - ведущая Пятого канала Даша Александрова.

Дирижер Сергей Жилин будет управлять сводным петербургским симфоническим оркестром из Москвы в режиме телемоста благодаря большому экрану, установленному на Стрелке Васильевского острова. В пиротехническом мюзикле примут участие Диана Арбенина, Мария Максакова, Иван Ожогин, отец и сын Пресняковы.

В ходе представления зрители увидят 20 лазерных картин и 50 уникальных пиротехнических взрывов.

Кульминацией праздника станет появление брига под алыми парусами в пролете Троицкого моста. Для показа шоу с наиболее выгодных ракурсов камеры Пятого канала будут установлены на крыше Эрмитажа, на балюстраде Исаакиевского собора, смотровой площадке петербургской телебашни, мачтах и палубе парусника «Tre Kronor».

Метро в Северной столице будет работать всю ночь.

Фото Дениса Тарасова.

В 1955 году в книге «Золотая роза» Константин Паустовский следующим образом оценил значение повести: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе „Алые паруса“, то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству » .

История создания

Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в 1916 году. В черновиках к роману «Бегущая по волнам » (1925) автор так описал первое появление замысла повести :

У меня есть «Алые паруса» - повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал - что , тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия .

Грин писал эту повесть почти пять лет. В одном из первых черновиков действие феерии происходило в послереволюционном Петрограде (как в рассказе «Крысолов»), затем автор решил перенести героев в свою «Гринландию ». Летом 1919 года Грина призвали в Красную Армию связистом, черновики повести Грин всюду носил с собой в походной сумке. Вскоре он заболел сыпным тифом и почти на месяц попал в Боткинские бараки .

После выздоровления Грину при содействии Горького удалось получить академический паёк и жильё - комнату в «Доме искусств » на Невском проспекте, 15. Соседи вспоминали, что Грин жил отшельником, почти ни с кем не общался, но именно здесь он написал своё самое знаменитое, трогательно-поэтическое произведение - феерию «Алые паруса». «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать », - вспоминал Всеволод Рождественский . В числе первых этот шедевр восторженно оценил Максим Горький, часто читавший своим гостям эпизод появления перед Ассоль сказочного корабля .

Предварительная работа над «Алыми парусами» была закончена в начале декабря 1920 года. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки. Белового автографа повести не сохранилось.

Глава «Грэй » была напечатана в газете «Вечерний телеграф », № 1 от 8 мая 1922 года. Целиком, в виде отдельной книги, феерия была опубликована в 1923 году. Писатель посвятил её своей второй жене Нине («Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г. »). Повесть включалась во все собрания сочинений писателя.

Сюжет

Феерия рассказывает историю о девочке Ассоль , которая потеряла свою мать, когда ей было всего восемь месяцев. Ассоль жила в деревушке Каперна со своим отцом - моряком Лонгреном . Отец, человек замкнутый и нелюдимый, после отставки стал делать и продавать игрушки - искусно изготовленные модели парусников и пароходов , чтобы заработать себе и маленькой дочери на жизнь.

Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая. Как-то во время жестокого шторма местный лавочник и трактирщик Меннерс был унесён в своей лодке далеко в море. Единственным свидетелем этого оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку на пирсе, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её.

Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели.

Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного денег взаймы. Она только что родила малютку Ассоль. Роды были нелёгкими, и почти все оставленные деньги ушли на лечение, а муж ещё не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления лёгких. Так Лонгрен остался вдовцом с маленькой дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.

Что бы там ни было, а весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чём не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков.

Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шёлковыми парусами . Дорога шла через лес. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понёс его и увлёк к устью. Ассоль побежала за уплывшей игрушечной яхтой и увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль - «собиратель песен, легенд, преданий и сказок ». Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы, и, когда она вырастет и станет взрослой, за ней однажды на таком же корабле под алыми парусами приплывёт принц и увезёт в далёкую страну…

Девочка рассказала об этом отцу. На беду, нищий, случайно слышавший её рассказ, разнёс слух о корабле и «заморском принце» по всей Каперне. Теперь дети кричали ей вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут!» Так она прослыла полоумной.

Артур Грэй , единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос в родовом замке, в атмосфере предопределённости каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить своё собственное жизненное предназначение. Был он решителен и бесстрашен.

Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времён Кромвеля: цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из чёрного дерева,на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Это вино никто не пробовал и не попробует. «Я выпью его, - сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: - Рай? Он здесь!..»

При всем этом он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.

В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана»: познакомить с навигацией , морским правом , лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трёхмачтовый галиот «Секрет» и плавал капитаном на нём четыре года. Судьба привела его в Лисс , в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.

С наступлением темноты Грэй и матрос Летика , взяв удочки, отплыли на лодке в поисках подходящего для рыбной ловли места. Под обрывом за Каперной они оставили лодку и развели костёр. Летика отправился ловить рыбу, а Грэй улёгся у костра. Утром он пошёл побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку,а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой дошли до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Тот рассказал, что Ассоль - местная полоумная, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами,и что её отец - виновник гибели старшего Меннерса и ужасный человек. Сомнения в правдивости этих сведений у Грэя усилились, когда пьяный угольщик заверил, что трактирщик врёт. Грэй и без посторонней помощи успел кое-что понять в этой необыкновенной девушке, разгадать её душу. Она знала жизнь в пределах своего опыта, но сверх того видела в явлениях смысл иного порядка, делая множество тонких открытий, непонятных и ненужных жителям Каперны.

Капитан во многом и сам был таким же, немного «не от мира сего». Он отправился в Лисс и отыскал в одной из лавок алый шёлк , из которого приказал сделать паруса . В городе он встретил старого знакомого - бродячего музыканта Циммера - и попросил к вечеру прибыть на «Секрет» со своим оркестром.

Алые паруса привели в недоумение команду, как и приказ идти к Каперне. Тем не менее, утром «Секрет» вышел под алыми парусами и к полудню уже был в виду Каперны.

Ассоль была потрясена зрелищем белого корабля под алыми парусами , с палубы которого лилась музыка. Она бросилась к морю, где уже собрались жители Каперны. Когда появилась Ассоль, все смолкли и расступились. От корабля отделилась лодка, в которой стоял Грэй, и направилась к берегу. Через некоторое время Ассоль уже была в каюте. Всё совершилось так, как и предсказывал старик Эгль.

В тот же день открыли бочку столетнего вина, которое никто и никогда ещё не пил. Наутро корабль был уже далеко от Каперны, унося поверженный необыкновенным вином Грэя экипаж. Не спал только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье…

Адаптации

Экранизации

Театральные постановки

  • «Алые паруса» - балет В. М. Юровского , Большой театр , 1943 г.
  • «Алые паруса» () - дипломный спектакль выпускников факультета кукольного искусства Музыкального училища им. Гнесиных , создавших под руководством Л. А. Хаита знаменитый театр «Люди и куклы» (Грей - В. Гаркалин , Ассоль - кукла)
  • «Алые паруса» - рок-опера Андрея Богословского. Записана ВИА «Музыка» в 1976 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» (2007)
  • «Алые паруса» - музыкальный спектакль театра-фестиваля «Балтийский дом». Инсценировка Эдуарда Гайдая, режиссёр-постановщик - Раймундас Банионис, композитор - Фаустас Латенас. Премьера в Санкт-Петербурге, в 2008 г.
  • «Алые паруса» - музыкальная феерия по пьесе Михаила Бартенева и Андрея Усачёва . РАМТ , 2009 г. Постановщик - Алексей Бородин , музыка - Максим Дунаевский .
  • «Ассоль» - музыкальная феерия по пьесе Павла Морозова в Луганском областном академическом русском драматическом театре (2010). Постановщик - Олег Александров, композитор Михаил Мордкович.
  • Музыкальная феерия «Ассоль» по пьесе Павла Морозова , Жамбылский областной русский драматический театр (Казахстан). Премьера - 13 ноября 2010.
  • Спектакль «Алые паруса», «Театр на Спасской » (Киров). Режиссёр - Борис Павло́вич. Премьера 20 мая 2011 года .
  • Мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» в театре «Свободное пространство» (2011). Либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Постановщик - А. Михайлов.
  • Павла Морозова в Иркутском областном театре юного зрителя. Постановщик - Ксения Торская. 2011 год.
  • «Алые паруса» в Братском драматическом театре. Постановщик - Валерий Шевченко. 2008 год.
  • Мюзикл-драма «Алые паруса». Московский мюзикл-театр «Монотон». Музыка А. Богословского. Либретто И. Чистозвоновой. 2010 год.
  • Спектакль «Алые паруса» по пьесе Павла Морозова на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета. Режиссёр-постановщик Анатолий Ильин. Композитор Ольга Нестерова. 2011 год.
  • Спектакль «Пристань алых грёз» в Иркутском областном театре кукол «Аистёнок» по мотивам произведений «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Автор - Александр Хромов. Режиссёр - Юрий Уткин. Премьера - 21 марта 2012 года.
  • Спектакль «Алые паруса» Павла Морозова в Театре «Серебряный Остров». Постановщик - заслуженная артистка Украины Людмила Лымарь. (Киев, Украина). 2011 год.
  • Театральная феерия «Алые паруса» на сцене Дзержинского театра драмы. Авторы инсценировки - Александр Расев и Валентин Морозов. Режиссёр-постановщик В. Морозов. 2012 год.
  • Мюзикл «Алые паруса» в новосибирском театре «Глобус» на музыку Максима Дунаевского в постановке Нины Чусовой. 2012 г.
  • Премьера спектакля «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова в Брянском Театре юного зрителя. Постановщик - Лариса Леменкова. 2012 г.
  • Максима Дунаевского в Пермском академическом Театре-Театре . Режиссёр-постановщик Борис Мильграм . 2012 г. Премия «Золотая маска» в номинации «Оперетта-мюзикл / Работа режиссёра» .
  • Музыкальная феерия «Алые паруса» в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького. Режиссёр - Раймундас Банионис (Литва). 2009 г.
  • Музыкальный спектакль «Ассоль» по пьесе Павла Морозова , в Новошахтинском театре драмы. Постановщик - Ксения Торская. 2012 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в Вологодском областном театре юного зрителя. Постановщик - народный артист России Борис Гранатов . 2012 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Валерии Лесовской в Музыкальном театре Кузбасса им. А. Боброва. Постановщик - Дмитрий Вихрецкий. 2012 г.
  • Мюзикл-шоу «Алые паруса» по А. Грину в Молодёжном театре Узбекистана. 2012 г.
  • Музыкальный Павла Морозова в Донецком академическом областном русском ТЮЗе . Постановщик - Олег Александров. Сценография - заслуженный деятель искусств Украины Владимир Медведь. Композитор - М. Мордкович. 2013 год.
  • Балет «Ассоль» в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Композитор - Владимир Савчик. Автор либретто и балетмейстер-постановщик - народный артист Беларуси Владимир Иванов. 2013 г.
  • Премьера музыкального спектакля «Ассоль» по пьесе Павла Морозова в Волгоградском казачьем музыкально-драматическом театре. Постановщик и композитор - Сергей Чвокин. 2013 год.
  • Спектакль Пензенского театра юного зрителя «Там, где сбываются мечты » по мотивам «Алых парусов». Постановщик - Дарья Самоукова. 2013 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского на сцене Московского Театра Мюзикла . Режиссёр-постановщик - Дмитрий Белов. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Премьера 18 октября 2013 г.
  • Музыкальный спектакль «Алые паруса» по пьесе Павла Морозова «Ассоль» в Новгородском академическом театре драмы имени Ф. М. Достоевского . Постановщик Сергей Гришанин. Композитор - засл. деятель искусств Украины М. Мордкович. 2014 г.
  • Музыкальная фантазия «Алые паруса» в Ярославском ТЮЗе. Постановщик Игорь Ларин. 2014 г.
  • Спектакль «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова в Государственном академическом русском театре для детей и юношества Казахстана им. Н. Сац . Постановщик - засл. арт. Республики Таджикистан Султан Усманов, композитор - Максим Германцев (Алма-Ата, Казахстан). 2014 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку и слова Оксо, театр «Невидимки». Режиссёры-постановщики - Оксо и Илья Небослов. Премьера 13 июля 2013 года.
  • Спектакль «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова в Акмолинском областном русском драматическом театре. Режиссёр-постановщик - О. Луцива (Кокшетау, Казахстан). 2014 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского на сцене театра «Русская песня». Режиссёр-постановщик - Светлана Горшкова. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Премьера 13 февраля 2015 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в Театре для детей и молодежи «свободное пространство» (г. Орел). Режиссёр-постановщик - Александр Михайлов. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского на сцене Ивановского музыкального театра (г. Иваново) по мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Режиссер - А.Лободаев, дирижер - Д.Щудров, художник - засл.работник культуры России В.Новожилова, балетмейстер - В.Лисовская, хормейстер - Я.Бабурина. . Премьера мюзикла состоялась 22 апреля 2016 года.
  • Музыкальная феерия «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова на сцене Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова . Режиссер-постановщик - нар.арт. РФ Наталья Зубкова. 2016 г.

Разделы: Литература

Класс: 6

Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на через все его произведения побед но проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты: И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище. (В.Кетлинская)

:Когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии: (А.Грин)

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Познакомить обучающихся с биографией А. Грина, помочь понять замысел писателя; уловить, в чём своеобразие гриновского творения, поверить в мечту, способствовать осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса; показать душевную чистоту главных героев. Найти черты романтизма в феерии.
  • Развивать устную и письменную речь обучающихся, логическое и образное мышление.
  • Воспитывать чувства любви, уважения к личности А. Грина, его произведениям, осмысленному отношению к жизни; учить видеть прекрасное в жизни, пытаться делать чудеса своими руками.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Портрет Александра Грина.
  • Выставка рисунков учащихся.
  • Биография А. Грина в картинках (презентация к уроку)
  • Рисунок корабля с алыми парусами, рядом размещены возможные ассоциации к сочетанию "алые паруса".

Оформлены стенды с материалами к уроку:

  • Кроссворд по феерии "Алые паруса";
  • Литературные игры:
  • "История далёкая и близкая",
  • "Продолжи фразу",
  • "Выбери одно",
  • "Внимательный ли ты читатель.
  • Музыка с шумом моря, звуками скрипки.

ТИП УРОКА: урок-размышление.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

(СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА)

(Вступительное слово учителя произносится на фоне музыки).

Жил на свете гордый и одинокий человек. Он любил море, мечту и людей. Море лежало перед ним, как дорога в огромный таинственный и прекрасный мир, полный приключений, подвигов и чудес.

По камушкам морским он радости учился,
Весь застлан синевой, - уж ты ему прости,
Что в жизни из него моряк не получился.
Умевшему летать к чемушеньки грести:
(Б. Чичибабин)

Имя его - Александр Грин: Александр Степанович Гриневский, чей портрет перед вами. И сегодня на уроке мы будем говорить об этом человеке и его феерии "Алые паруса". Попробуем затронуть круг вопросов, связанных с формированием личности человека. Ответим на вопрос: "Нужно ли делать чудеса своими руками".

(несколько секунд ещё звучит музыка, затем медленно стихает)

Итак, тема сегодняшнего урока "Делать чудеса своими руками".

Вглядываясь в лицо человека на портрете, невольно обращаешь внимание на печальные глаза, плотно сжатые губы, морщинки и бесконечную грусть, которая словно окутала весь его облик. Александр Грин на портретах и фотографиях практически никогда не улыбается: почему?! Может быть истоки этого кроются в его жизни, в его биографии: Попытаемся же понять и разобраться в этом.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА ПО ТЕМЕ "СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ А. ГРИНА"

(Выступление продолжается 3-4 минуты и сопровождается презентацией см. диск "Уроки литературы 6-10 классы. Мультимедийное приложение к урокам")

Как вы думаете, почему А. Грин в жизни редко улыбался? (Александр Грин прожил трудную жизнь, но не утратил веру в человека, и как верно звучат слова В. Кетлинской, которые взяты эпиграфом к уроку. (чтение эпиграфа)).

Литературное наследие Александра Степановича Грина очень богато и разнообразно. Он сочинял рассказы, новеллы, романы, стихи, фельетоны и даже басни.

Как вы думаете, сколько всего произведений написал Грин?

(С 1906 года, за последние 25лет, Грин создал свыше 400 произведений, но наследие его до сих пор полностью не собрано. К сожалению, Александр Степанович никогда не отличался бережливостью к своим черновикам, наброскам, незаконченным произведениям. Поэтому часть его рукописей, вероятно, затерялась навсегда.)

Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
В. Саянов

Как вы думаете, о какой стране говорится в стихотворении В. Саянова?

(Грин создал свою загадочную страну с морями, материками, бухтами, архипелагами, проливами, с замечательными городами с мужественными и сильными людьми, умеющими любить, мечтать и смело вступающими в борьбу со злом. Критик К. Зелинский назвал эту страну Гринландией).

Кроме известных романтических произведений перу А.Грина принадлежит цикл антивоенных рассказов, есть в его писательском багаже и романы с историческими героями.

В литературоведении остаётся почти не раскрытой тема "Поэзия Грина". Мало кто знаком с его стихами, потому что они мало печатались (за исключением 2-3 стихотворений). Только в 1991 году 27 стихотворений вошли в третий том собрания сочинений А. Грина.

Особенно поэтично звучат стихи, посвященные любви, в них любовь возвращает человека к жизни, помогает поверить в себя:

Придёшь ты - и счастье повеет
В жилище моём.
Уйдёшь - и незримо тускнеет лазурь за окном.
Без мысли, улыбки и силы я жить не хочу:
Но образ твой близкий и милый, подобен лучу.
Но глаз твоих нежных сиянием я крепок в борьбе.
И радости кроткой желание, и мысль, и улыбки тебе.

Все произведения А. Грина так или иначе связаны с мечтами об "ослепительном случае" и радости, но больше всего - его феерия "Алые паруса".

РАБОТА НАД АНАЛИЗОМ ФЕЕРИИ "АЛЫЕ ПАРУСА" А. ГРИНА.

История создания книги "Алые паруса"

Писатель "вынашивал" это произведение несколько лет. Замысел в

Возник в 1916 году. Было это в Петрограде. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка, который от лучей солнца показался писателю алым. Это поразило Грина. "Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал ЧТО. Тогда я прикинул; не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я видел цель его бытия", - писал А.Грин.

Грин начал писать в Петрограде в 1920 году, когда после сыпного тифа бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь "нового ночлега" у случайных, полузнакомых людей. "Алые паруса" - это поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная любовью к жизни, верой в то, что человек способен совершать чудеса. Алые паруса стали для Грина символом красоты, символом претворённой мечты.

Беседа с учащимися:

Какие ассоциации возникли у вас с сочетанием "алые паруса"? На доске "плавают" ассоциации, которые возникли у вас до прочтения книги. Они очень разные.

(учитель зачитывает ассоциации, возникшие у детей до чтения феерии). Что вы можете сказать сейчас?

Вы знакомы с содержанием феерии "Алые паруса". Какие впечатления произвело на вас это произведение? Что запомнилось? Какие строки вы выписали, чем они примечательны?

(ответы уч-ся, проверка домашнего задания.)

Слово "ФЕЕРИЯ", а в некоторых изданиях "роман-феерия" следует сразу же за названием произведения. А как вы думаете, какое значение имеет слово "феерия"?

(Уч-ся говорят, строя свои высказывания на данных толковых словарей, словаря иностранных слов. (Проверка дом. задания)).

Итак, феерия - сказочное, волшебное действие. "Алые паруса" автор "подносит и посвящает своей любимой женщине, жене - Нине Николаевне Грин".

Язык этого произведения звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и попытаемся открыть для себя этот мир. Волшебно, сказочно звучат слова: "Не знаю, сколько лет пройдёт: (до слов) чтобы поздравить её с приездом". (отрывок из текста читает учитель).

Убедились, насколько волшебно звучат слова?!

Однако эта феерия не волшебная сказка о неведомом мире, где таинственный принц принёс Золушке хрустальный башмачок. Это произведение о реальном мире, в котором есть не только добро.

Вспомните, как жила Ассоль, какие люди её окружали? Опишите деревушку, в которой прошло детство героини. (Мрачные люди живут в этом селении, много злых, но есть и добрые (угольщик, Лонгрен). В городе не поют песен, не рассказывают сказок, не любят людей. "Там не рассказывают сказок, не поют песен. А если рассказывают и поют, то эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ночи, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом:" "Там в работе, как в драке".

Лучше, чем Грин, о жителях Каперны сказать невозможно.

Почему Лонгрен и его дочь кажутся жителям Каперны чужими, ненормальными?

(Жители Каперны на способны их понять, а всё непонятное рождает недоверие, страх, презрение.)

Каким образом Грин наказывает Лонгрена за его поступок?

(За то, что Лонгрен не помог Меннерсу во время бури, а "стоял неподвижно, строго и тихо, как судья, выказав глубокое презрение к Меннерсу - больше, чем ненависть, было в его молчании, и это все чувствовали". Пытаясь понять и оправдать Лонгрена, Грин всё же наказывает его одиночеством, которое скрашивается присутствием дочери - доброго ангела.Но за поступок отца расплачивается и дочь.)

Как складываются отношения Ассоль со сверстниками?

(Дети с ней не играли, гнали, швыряли грязью, дразнили, били).

"- Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут", - говорит Лонгрен, успокаивая Ассоль, которую обидели дети. Итак, надо уметь любит.

А что такое любовь? Что значит уметь любить? Как вы думаете? (Любовь - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Склонность, пристрастие к чему-либо. Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага, героический, благородный.)

А умеет ли любить Ассоль?

(Да. Она жалеет людей, любит всё живое на земле.)

Вспомните, как Ассоль чувствует себя в лесу. Найдите, зачитайте строки, подтверждающие правоту ваших мыслей.

Чувствует себя как дома.

Здоровается с деревьями, как с людьми.

Называет людей "БРАТЦЫ".

Заглядывает в "лица" цветам.

Как вы думаете, счастлива ли Ассоль?

(Ответить однозначно трудно. Счастье - понятие многогранное, но важно, что Грин проводит очень верную и глубокую мысль: жизнь перед каждым ставит много вопросов, сталкивает с предательством, злобой, завистью. Счастлив тот, кто на зло не отвечает злом и творит добро. Грин сам испытал много горя, унижения, но не очерствел душой, писал о светлом и прекрасном. Такова и его героиня).

Что помогло остаться Ассоль доброй и мечтательной натурой? Зачитайте (см. гл. 1. Предсказание Эгля, Лонгрена).

Рядом и одновременно далеко с этой милой девушкой живёт ещё один герой феерии. Кто он? Расскажите об этом герое.

(Грэй родился с живой душой, жил в своём мире, в этом мире над всем возвышалась мечта. Он жадно читал книги, мечтал стать капитаном.)

Почему мечта Грэя осуществилась?

(Грэй очень хотел этого).

Грэй испытал на себе все тяготы корабельной жизни, изменился внешне "потерял слабость", стал широк в плечах, крепок мускулами, "в думающих глазах отразился блеск", речь стало "краткой и точной. Но Грэй не потерял самого главного - своей странной летящей души".

Как вы думаете, случайно ли произошла встреча Ассоль и Артура Грея?

(Думаю, нет. Сама судьба свела героев. Тревожное чувство теснило грудь Грэя, "его как бы позвал кто-то". Ассоль неожиданно услышала "нечто, подобное отдалённому зову", и это позвало её на берег.

Расскажите, как произошла первая встреча героев.

Что общего можно найти в героях, их жизни?

(1. Одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.

2. Они понимают, любят всё живое, близки к природе.

3. Добры и трудолюбивы.

4. Они верят в мечту.)

Почему Грэю захотелось воплотить в жизнь предсказание Эгля? (Ему нравится Ассоль, он чувствует душевное родство с этой девушкой. Ещё Грэй понял "нехитрую истину". Она заключалась в том, что нужно делать чудеса своими руками. "Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - ЧУДА, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя". Именно часть данной цитаты взята эпиграфом к нашему уроку.)

Как вы понимаете, слова А.Грина?

И вот уже наяву видит Ассоль АЛЫЕ ПАРУСА. Какие чувства испытывает девушка? Найдите подтверждение правоты своих слов в тексте, зачитайте.

(Потрясение.)

Заслуживает ли Ассоль то счастье, ту любовь, которые дарит ей Грин в лице капитана Грэя?

(ДА, так как Ассоль всегда верила и никогда не пыталась предать свою мечту).

Рядом с героями феерии Грина на протяжении почти половины текста мы постоянно слышим звуки музыки.

Какую роль играет музыка в "Алых парусах" Грина?

(Музыка играет важную роль, способствует раскрытию внутреннего мира героя, через музыку мы видим душевную красоту, тончайшие струны души словно обнажаются перед читателями.

Использование музыки в феерии является ещё одним штрихом, доказывающим, что "Алые паруса" - это романтическое произведение.)

О каких музыкальных инструментах упоминает Грин?

(Скрипка, виолончель. Циммер говорит: "Виолончель - это моя Кармен". А Грэй добавляет: "Скипка: Ассоль".

Вы знаете, что на скрипке обычно играют люди с тонким музыкальным слухом. Таким тонким слухом, тонкой душой должен обладать и человек, полюбивший Ассоль. Таким человеком и был Артур Грэй.)

К какому выводу приводит нас Грин своим произведением "Алые паруса"?

(Творить чудеса нужно своими руками. Мечта может победить обыденность мира).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Пусть Каперна, Грэй, Ассоль, корабль с алыми парусами - всё это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди - романтики, умеющие так любить и мечтать, всё это может осуществиться. Грин уверял, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Ассоль снились чудесные сны. Пофантазируйте немного и опишите один из таких чудесных снов. Придумайте, что могла видеть девушка во сне. Напишите сочинение-миниатюру объёмом до 1страницы.

Можно ли назвать феерию "Алые паруса" современным произведением?

"Алые паруса" Грина можно с уверенностью отнести к "современной классике", потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания.

"Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

Ребята нужно верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.

Звучит музыка (солировать должна скрипка).