Презентация была подготовлена к открытому уроку по теме : «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (Отработка элементов анализа художественного произведения). Основная задача этой презентации - показать необычную, мужественную, свободолюбивую натуру главного героя, заставить ребят прочувствовать позицию автора, его отношение к своему герою, раскрыть лермонтовское понимание идеального героя, учить решать проблемные вопросы. Наконец, объяснить, в чём необычная притягательность героев Лермонтова, почему произведения поэта актуальны и в наше время.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Открытый урок на тему: «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» М.Ю. Лермонтов.«Мцыри» (Отработка элементов анализа художественного текста) Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 Нефтекумского муниципального района Ставропольского края Мусакадиева Анжела Абдулаевна

Эпиграф урока: Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Г. Белинский Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока: 1. Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы. 2. Отработка элементов анализа художественного текста. 3. Подготовка к сочинению по теме «Каким я вижу Мцыри?»

Основной вопрос урока: В чём загадка Мцыри?

Проблемный вопрос Может ли человек распоряжаться своей жизнью и иметь право на свободу, даже если она несет гибель?

История создания поэмы Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри

Смысл эпиграфа «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»

Жанр поэмы 1.Смысл названия поэмы «Мцыри». 2.Тема и идея произведения. 3.Сюжет и композиция поэмы. 4. Вывод.

Психологический портрет Мцыри 1.Монолог Мцыри -исповедь или диалог-спор? 2. Каково отношение автора к своему герою? 3. Проанализировать поэму и ответить на поставленные вопросы.

Бой с барсом Какие качества Мцыри проявляются в битве с барсом? Какими сравнениями подчёркивает поэт близость своего героя природе? Найдите цитаты, подтверждающие, что этот эпизод- гимн силе, мужеству.

Отношение автора к герою через описание природы 1.Что увидел Мцыри на воле? 2.Как понимают автор и его герой, что такое счастье? 3.Какими языковыми средствами раскрывается гармоничность отношений между героем и силами природы?

МОНАСТЫРЬ Мцыри упрекает Бога за то, что дал вместо Родины тюрьму - тема узничества: ограничение передвижения, надзиратели, отсутствие борьбы, отказ от любых проявлений жизни, жизнь против законов природы. Символы: река (граница жизни и смерти), рыба в христианстве символ Христа, таинства крещения). Единение с природой Имя как выражение индивидуаль-ности Родина, родной аул, отец и мать, сёстры Любовь Сражения и битвы

В чём смысл жизни В чём смысл жизни у монахов у Мцыри Идеал – покой, Самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья Испытывать радость встречи с бурей, грозой Ему нужны препятствия Не покой, а тревоги и битвы, Смысл жизни в блаженстве вольности

Синквейн Мцыри. Гордый и сильный. Страдает, борется, побеждает. Герой жаждет счастья и жизни. Идеал поэта.

Исповедь – покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чём – нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов В каком значении, по – вашему, употреблено это слово в поэме?

Как природа помогает раскрыть образ Мцыри? (Три дня дали герою новый прилив сил, отдых, утоляет жажду, дарит встречу с девушкой)

В сцене с барсом показан прообраз общества, о котором мечтал Лермонтов. Здесь мужеству должно противостоять мужество, здесь нет коварства и хитрости

… прекрасна ли земля. … для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы? Как на этот вопрос отвечают Мцыри и Лермонтов?

Презентация к уроку по поэме Лермонтова "Мцыри"

Презентация описывает историю создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - одного из самых известных поэтических произведений русского писателя. Первым делом в презентации предоставляется учащимся происхождение эпиграфа поэмы. Чтобы ученики могли без труда определить тему и идею произведения, в качестве подсказки им дается материал, посвящённый непосредственно поэме «Мцыри», описывается история создания произведения, приводятся варианты сюжета.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», её тема и идея.

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь. Василий Ключевский, русский историк XIX–XX в.

Мцыри (в переводе с грузинского) неслужащий монах, послушник, пришелец, чужеземец, чужак На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5».

Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Откуда взят эпиграф к поэме? Как вы понимаете смысл этих слов? Первоначальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме была фраза: « On n’a qu’une seul patrie » (Отчизна бывает только одна) Как вы думаете, почему поэт снял в итоге этот эпиграф?

Эпиграфом к поэме послужила фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Историческая справка

Словарь крылатых слов и выражений Вкушая, вкусих мало меду и се аз умираю Из Библии (церковно-славянский текст). Первая книга Царств, слова Ионафана (гл. 14, ст. 43): «...Вкушая, вкусих мало меду, омочив конец жезла, иже в руце моей, и се аз умираю». Перевод на современный русский язык: «...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть». Иносказательно: сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящей на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки. Джвари (Крестовый монастырь), воспетый поэтом М. Ю. Лермонтовым... «Там, где сливаяся шумят, Обнявшись будто две сестры Струи Арагвы и Куры Был монастырь...»

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. Лермонтова Основа сюжета (2 варианта) Рассказ старого монаха, которого встретил в Мцхете, грузинском городе вблизи Тбилиси, расположенном при впадении реки Арагви в Куру. Здесь на вершинах гор возвышается храм Джвари (Крест) и собор Светицхавели - усыпальница грузинских царей. Согласно этому рассказу, переданному П. А. Висковатовым со слов родственников Лермонтова, генерал А. П. Ермолов «вез с собою и оставил заболевшего ребенка монастырской братии»

К созданию «Мцыри» послужила совсем неординарная история ребенка, который был взят в плен в чеченском ауле Дады-Юрта и вскоре крещен под именем Петр Захаров. Мальчик поразил всех своими способностями к рисованию; на маленького чеченца обратил внимание генерал П. Н. Ермолов и взял с собою в Тифлис. Ермолов полюбил его, отправил в Москву, где тот восемь лет учился живописи, а затем поступил в Академию художеств (в Петербурге). Основа сюжета

ПЕТР ЗАХАРОВ-ЧЕЧЕНЕЦ. Портрет Алексея Петровича Ермолова. Около 1843 Пётр Захаров-Чеченец

Презентация к уроку по поэме Лермонтова " Мцыри " Презентация описывает историю создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - одного из самых известных поэтических произведений русского писателя. Первым делом в презентации предоставляется учащимся происхождение эпиграфа поэмы. Чтобы ученики могли без труда определить тему и идею произведения, в качестве подсказки им дается материал, посвящённый непосредственно поэме «Мцыри», описывается история создания произведения, приводятся варианты сюжета.


Слайд 1

«Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова
8 класс

Слайд 2

Из истории создания поэмы
Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.

Слайд 3

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь…

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Особенности композиции и сюжета
1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.

Слайд 10

Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре?
Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины.
…Я мало жил, и жил в плену… …Она мечты мои звала От келий душных и молитв… …Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…

Слайд 11

Слайд 12

Как автор описывает характер и мечты Мцыри?
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски.
И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…

Слайд 13

Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»?
Задание: выписать цитаты
Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами - пышные поля - холмы и горные хребты - ущелья, потоки - растительность

Слайд 14

Каким мы видим Мцыри на воле?
Докажите текстом, что Лермонтов изображает мужественного, сильного, бесстрашного и гордого героя.

Слайд 15

Как эти качества раскрылись в герое, оказавшемся на свободе?
Смел и бесстрашен Презирает смерть Жаждет борьбы Любит родину и мечтает вернуться в родные края Твёрдый и целеустремлённый Выносливый и мужественный Страстная и пламенная натура
Выбор цитат

Слайд 16

Почему погиб Мцыри?
…тщетно спорил я с судьбой Она смеялась надо мной!

Слайд 17

Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле?
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.

Слайд 18

«Мцыри» - романтическая поэма
1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности. 2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им. 3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.

Слайд 19

ТЕСТ 1.Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова взят: а)былин б)Библии в)древнерусских летописей 2. В чём заключается смысл эпиграфа? а)восстание против судьбы,против Бога б)раскаяние, безнадёжное смирение в)защита права человека на свободу 3.Определите жанр произведения а)баллада б)элегия в)поэма-исповедь 4.Что можно назвать символом свободы в поэме? а)степь в)Кавказ г)барс 5.Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»? а)природа противопоставлена монастырю как свобода неволе б)природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю в)природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

6.Какой момент в сюжете поэмы является центральным? а)побег из монастыря б)встреча с грузинкой в)бой с барсом г)гибель Мцыри 7. В исповеди Мцыри звучит а)гнев,негодование б)грусть,размышление в)утверждение своей правоты 8.Почему местом действия поэмы выбран Кавказ? а)проявляется любовь автора к Кавказу б)природа Кавказа сродни натуре главного героя в)связь с историей России 9.В чём заключается основная идея произведения? а)тоска по воле б)утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти в)призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.