Тема: Мораль.

  • Обществознание, 8 класс

План

1. Мораль. Нравственность.

2. Основные ценности и нормы морали.

3. Добро и зло


«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» В.О.Ключевский.


ВВЕДЕНИЕ.

МЫ УЖЕ ЗНАЕМ СЛОВА: ДОБРО И ЗЛО.. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ

НО КАКУЮ ВЛАСТЬ ИМЕЮТ ЭТИ ПОНЯТИЯ НАД ЛЮДЬМИ … ЭТО И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА УРОКА.

ОСНОВНОЙ СМЫСЛ МОРАЛИ В «ЗОЛОТОМ ПРАВИЛЕ»

НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ЕЕ СМЫСЛ В НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ:

« И ТАК ВО ВСЕМ, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ»

ВЕЛИКИЕ МОРАЛИСТЫ ДРЕВНОСТИ:

ИИСУС ХРИСТОС, МОИСЕЙ, МУХАММЕД, КОНФУЦИЙ.

СМЫСЛ МОРАЛИ СВОДИЛИ К СЛЕДУЮЩЕМУ..

МЫ ПОЛУЧАЕМ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЗАЧЕМ НУЖНА МОРАЛЬ.

ЧТОБЫ НАУЧИТЬ НАС, КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЛЮДЯМ…


1. Мораль. Нравственность

Особую роль в регулировании жизни общества и поведении людей играет мораль.

Мораль форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей

Термин «мораль» впервые встречается во II веке в трудах древнеримского философа, юриста, политика

Марк

Тулий

Цицерон


МОРАЛЬ – СИСТЕМА ОСОБЫХ ПРАВИЛ – МОРАЛЬНЫХ НОРМ

Устанавливают границу (меру возможного), помогают человеку правильно оценивать свои и чужие поступки

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ

Оценивают поступки с помощью особых моральных понятий- категорий


СМЫСЛ И РОЛЬ МОРАЛИ

ДОБРО

ДОЛГ

СОВЕСТЬ

Превращение требования морали в личную задачу данного конкретного человека

Способность личности осуществлять самоконтроль, формулировать и выполнять нравственные обязанности,

Все, что способствует улучшению жизни, совершенствованию личности, природы и общества.

производить самооценку совершаемых поступков

ВЫСШЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ДОБРА

Любовь


ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ.

Принцип

Сущность принципа

Человеколюбие, отказ от всех форм насилия над личностью, признание естественных прав человека, равенство всех людей

Гуманизм

Моральная автономия личности

Альтруизм

Патриотизм.

Толерантность

Человек сам осуществляет выбор нравственных принципов и способов своей деятельности и несет за него ответственность

Сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага.

Пpинцип, выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв.

Терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, принятие других культур, способов проявления человеческой индивидуальности


СООТНОШЕНИЕ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ

«МОРАЛЬ»

ПОНЯТИЕ «НРАВСТВЕННОСТЬ»

Результат размышления людей о своей жизни, о хорошем и плохом в ней, о добром и злом в делах и поступках, выраженный в принципах, идеалах и нормах, регулирующих поведение людей.

Совокупность людских нравов, та часть общества, которая связана с делами, обычаями, и нравами, практическим поведением людей.

(Мир должного)

(Мир сущего)


РОЛЬ МОРАЛИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни

Является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию

Формирует нравственный облик личности

Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей.

МОРАЛЬ


СТРУКТУРА МОРАЛИ

Моральные требования и представления : нормы поведения(«не лги», «не укради», «не убий», « почитай старших» и тд.)

Моральные качества: доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.

Нравственные принципы (коллективизм-индивидуализм; эгоизм- альтруизм и т.д.

Морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т.д.)


ОТЛИЧИЕ МОРАЛИ ОТ ПРАВА

Мораль Право

Поддерживает порядок, исходя из реальности

Ориентирует людей на идеальные нормы.

Смысл конкретной жизненной ситуации уникален.

Открывается на типичном, стандартном

Прямое принуждение исключено

Поддерживается силой государства.


«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ».

«Не делай людям того, что не желаешь себе»

« И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

«Не делай другим того, что сам считаешь злом»


Источник обязательности моральных норм – человеческая совесть, моральное сознание человека и общества.

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может и не станешь победителем,

Но ты будешь жить как человек!

Булат

Окуджава


3. Добро и зло

В.И. Даль:

  • Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.
  • Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

Слайд 2

мораль религия древнейшие РЕГУЛЯТОРЫ отношений

Слайд 3: Мораль

Предмет изучения этики Форма общественного сознания Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества (лат. moralis - нравственный) - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; предмет специального изучения этики. МОРАЛЬ Связана со всеми сферами общественной жизни Явление культурно-историческое, классовое

Слайд 4: РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ

ТАБУ ОБЫЧАЙ ТРАДИЦИИ МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА


Слайд 5

ТАБУ (от полинезийского слова, означает - запрет) - негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.).

Слайд 6

Обычай, унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Слайд 7

Традиция (от лат. traditio - передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы.

Слайд 8: ОТЛИЧИЕ ТРАДИЦИЙ ОТ ОБЫЧАЕВ

Объём понятия. Обычай – явление более широкое, нежели традиция. Это очень легко проследить на конкретных примерах. Обычаи могут быть народными, племенными, территориальными, а традиции – семейными, личными, профессиональными. Уровень. Если обычай – это всего лишь привычка, которая повторяется автоматически, то традиция – направленность деятельности, более сложная и многогранная. Укоренение в сознании. Обычай, как правило, менее продолжителен, нежели традиция. Это связано с глубиной усвоения данной привычки. Переходя из поколения в поколение, обычай становится традицией. Направленность. Соблюдение традиций в большей степени направлено на информирование народных масс. Обычай – это, прежде всего, активное действие, которое преследует определённую цель, изначально – практическую

Слайд 9

Признаки моральных норм устойчивость Моральные нормы, представленные, к примеру, в обычаях и традициях, могут сохраняться на протяжении долгого времени. Зародившись в одном веке, они продолжают соблюдаться несколькими поколениями людей, пока на смену им не придут другие нормы, но этот процесс, как правило, занимает много времени.

10

Слайд 10

Признаки моральных норм Моральные нормы имеют свойство меняться, так как само общественное устройство подвержено постоянным изменениям. Появление новых социальных групп всегда связано с формированием у них своих духовных и материальных ценностей, которые не всегда совпадают с ценностями большинства. Усиление роли новых слоев общества приводит к тому, что их ценности и нормы распространяются все больше и становятся общепринятыми. изменчивость


11

Слайд 11: ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ

теологическая (дарована Богом, в декалоге -10 заповедях) натуралистическая (мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой) социологическая (мораль связана с историческим развитием общества) культурологическая (элемент культуры, регулирующий поведение человека)

12

Слайд 12

ФУНКЦИИ МОРАЛИ связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. Оценочная функция Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала - того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.).

13

Слайд 13

ФУНКЦИИ МОРАЛИ связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. Оценочная функция При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

14

Слайд 14

ФУНКЦИИ МОРАЛИ помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме. Регулятивная функция

15

Слайд 15

ФУНКЦИИ МОРАЛИ По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Регулятивная функция

16

Слайд 16

ФУНКЦИИ МОРАЛИ напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей. Контролирующая функция

17

Слайд 17

ФУНКЦИИ МОРАЛИ заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления. Воспитательная функция

18

Слайд 18

ФУНКЦИИ МОРАЛИ Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям. Воспитательная функция

19

Слайд 19

«Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам» - древнеассирийское поучение (VII в. до н.э.) Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Будда гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам». «Золотое правило морали» (1 тыс. до н.э.)

20

Слайд 20

Нагорная проповедь Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» В Сунне, мусульманском предании о жизни и деятельности пророка Мухаммада: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». Категорический императив Канта: «Поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» «Золотое правило морали» (1 тыс. до н.э.)

21

Слайд 21

ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.

22

Слайд 22

ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. «Золотое правило морали»

23

Слайд 23

ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков. Дашратх Манджхи «человек горы» Жена Дашратха Манджхи, Фалгуни Деви, умерла, не получив своевременной медицинской помощи, поскольку дорога от их деревни до ближайшего города, в котором эта помощь могла быть оказана, проходила в обход протяжённого горного образования Гехло́р Ганж Не желая, чтобы кому-либо ещё пришлось разделить участь его жены, Дашратх в одиночку прорубил через горное образование проход длиной 110 м, шириной 9,1 м и глубиной 7,6 м, работая ежедневно на протяжении 22 лет (с 1960 по 1982 годы), благодаря чему дорога сократилась до одного километра

24

Слайд 24

ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы.

25

Слайд 25

ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

26

Слайд 26

ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ Принцип Сущность принципа Гуманизм Моральная автономия личности Альтруизм Патриотизм. Толерантность Человек сам осуществляет выбор нравственных принципов и способов своей деятельности и несет за него ответственность Терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, принятие других культур, способов проявления человеческой индивидуальности Сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. П p инцип, вы pa ж a ющий ч y в c тв o любви к Po дин e, з a б o т y o ee инт epecax и г o т o вн oc ть к ee з a щит e o т в pa г o в. Человеколюбие, отказ от всех форм насилия над личностью, признание естественных прав человека, равенство всех людей А Б В Г Д 1 2 3 4 5

27

Слайд 27

ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ Принцип Сущность принципа Гуманизм Моральная автономия личности Альтруизм Патриотизм. Толерантность Человек сам осуществляет выбор нравственных принципов и способов своей деятельности и несет за него ответственность Сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. П p инцип, вы pa ж a ющий ч y в c тв o любви к Po дин e, з a б o т y o ee инт epecax и г o т o вн oc ть к ee з a щит e o т в pa г o в. Человеколюбие, отказ от всех форм насилия над личностью, признание естественных прав человека, равенство всех людей 1 2 3 4 5 Терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, принятие других культур, способов проявления человеческой индивидуальности В А Г Д Б

28

Слайд 28: Мораль

29

Слайд 29: ЭТИКА - философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность

Соотношение морали и этики Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные. Мораль – признанные нормы (ценности), реализуемые в жизни Этика Мораль ЭТИКА - философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем, который разработал этику как особую науку о нравственных качествах личности. Этика исследует природу, внутреннюю структуру, происхождение и историческое развитие морали, ее место в системе других социальных институтов

30

Слайд 30

Мораль и нравственность Соотношение морали и нравственности Мораль = нравственность Мораль = нравственность Это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей Это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий мораль нравственность

31

Слайд 31

Моральные требования и представления Правила (нормы поведения) Моральные качества Нравственные принципы Морально-психологические механизмы Высшие моральные ценнности Позитивные – «уважай старших» и негативные – (не убий», «не лги» доброжелательный, справедливый, мудрый и т.д. коллективизм-индивидуализм, эгоизм-альтруизм и т.д. долг, совесть, стыд, честь смысл жизни, свобода, счастье, справедливость Главная особенность морали – ее ВСЕОХВАТНОСТЬ. Она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, в труде, в политике, в науке и искусстве, в личных, семейных и др. отношениях

32

Слайд 32: Мораль и право

Общее у морали и права Регулируют общественные отношения Ориентируются на справедливость Чтобы моральные нормы работали, они должны превратиться в привычку Чтобы правовые нормы работали, они по крайней мере не должны противоречить правилам морали

33

Слайд 33

Совесть, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может и не станешь победителем, Но ты будешь жить как человек! Источник обязательности моральных норм – ? Булат Окуджава

34

Слайд 34

Источник обязательности моральных норм – человеческая совесть, моральное сознание человека и общества Булат Окуджава Совесть, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может и не станешь победителем, Но ты будешь жить как человек!

35

Слайд 35

В.И. Даль: Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества. Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» В.О.Ключевский.

38

Последний слайд презентации: Мораль: Мораль

Десять заповедей человечности (раздумья академика Д.С. Лихачева) Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. Мораль

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА

МОРАЛЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ

ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ МОРАЛИ.

ДОБРО И ЗЛО.

Слайд 3

ПОВТОРИМ.

  • ДУХОВНАЯ СФЕРА ВКЛЮЧАЕТ….

МОРАЛЬ, ПРАВО, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ И Т.Д.

КТО СОЗДАЕТ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

  • КУЛЬТУРА БЫВАЕТ ВНЕШНЯЯ И ….

ПИСАТЕЛИ, ХУДОЖНИКИ. ПОЭТЫ И Т.Д.

ВНУТРЕНННЯЯ.

Слайд 4

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЦАРСКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ..

НЕТ.. А ПОЧЕМУ..?

  • ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА.
  • КАЧЕСТВА –КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК..
  • ВСЕ ВИДЫ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА…
  • ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ..
  • Слайд 5

    ДВА МИРА ЕСТЬ У ………………

    ОДИН. КОТОРЫЙ НАС ………………

    ДРУГОЙ, КОТОРЫЙ МЫ ОТ ВЕКА

    …………… ПО МЕРЕ НАШИХ СИЛ

    ЧЕЛОВЕКА

    КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ ИЗ ЭТОГО ОТРЫВКА..

    РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ: ЧТО ТЫ ВЫБИРАЕШЬ:

    ПОЛНАЯ СВОБОДА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КОНТРОЛЬ СО СТоРОНЫ ГОСУДАРСТВА ИЛИ ЕСТЬ ДРУГОЙ ПУТЬ.. НАЗОВИ..

    Слайд 6

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ.

    МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ДОБРО И ЗЛО, ЦЕННОСТИ И НОРМЫ МОРАЛИ, ГУМАНИЗМ. АМОРАЛЬНОСТЬ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ.

    КОНФУЦИЙ, ИИСУС ХРИСТОС, СОКРАТ, МУАММЕД, БИБЛИЯ. КОРАН

    Слайд 7

    ВВЕДЕНИЕ.

    МЫ УЖЕ ЗНАЕМ СЛОВА: ДОБРО И ЗЛО.. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ

    НО КАКУЮ ВЛАСТЬ ИМЕЮТ ЭТИ ПОНЯТИЯ НАД ЛЮДЬМИ… ЭТО И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА УРОКА.

    ВЕЛИКИЕ МОРАЛИСТЫ ДРЕВНОСТИ: ИИСУС ХРИСТОС. МОИСЕЙ, МУХАММЕД, КОНФУЦИЙ СМЫСЛ МОРАЛИ СВОДИЛИ К СЛЕДУЮЩЕМУ..

    ОСНОВНОЙ СМЫСЛ МОРАЛИ В «ЗОЛОТОМ ПРАВИЛЕ»

    НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ЕЕ СМЫСЛ В НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ:

    « И ТАК ВО ВСЕМ, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ»

    МЫ ПОЛУЧАЕМ ОТВЕТ НА ВОПРОС: ЗАЧЕМ НУЖНА МОРАЛЬ.

    ЧТОБЫ НАУЧИТЬ НАС, КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЛЮДЯМ…

  • Слайд 8

    НРАВСТВЕННОСТЬ. МОРАЛЬ.

    • МОРАЛЬ
    • НРАВСТВЕННОСТЬ
    • МОРАЛЬ ЭТО РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ФОРМУЛИРУЮТСЯ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ. К МОРАЛИ ОТНОСЯТСЯ ПРИНЦИПЫ –ИДЕАЛЫ – НОРМЫ.
    • НРАВСТВЕННОСТЬ- ЭТО ЧАСТЬ ЖИЗНИ,ТЕСНО СВЯЗАННОЙ С ОБЫЧАЯМИ, ПРАКТИКОЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ
  • Слайд 9

    • НРАВСТВЕННОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ДОБРОЙ И ЗЛОЙ. (С ВОЛКАМИ ЖИТЬ, ПО ВОЛЧЬИ ВЫТЬ)
    • ЗЛОЙ НРАВСТВЕННОСТИ ПРОТИВОСТОИТ - МОРАЛЬ.
    • МОРАЛЬ НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ОДИН ЧЕЛОВЕК ПОЗАБОТИЛСЯ О ДРУГОМ.
    • ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ СВОБОДОЙ ВЫБОРА: ОН МОЖЕТ ПОСЛУШАТЬ АНГЕЛА, А МОЖЕТ И ДЬЯВОЛА. УМЕНИЕ ПОСТУПАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ДОБРОЙ НРАВСТВЕННОСТЬЮ
    • МНОГИЕ УЧЕНЫЕ СЧИТАЮТ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ.
    • ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ- ЧТО НЕТ ДЕЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ НА ДОБРУЮ И ЗЛУЮ,А НРАВСТВЕННОСТЬ ТОЛЬКО ДОБРАЯ.
    • ТРЕТЬЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ- ЧТО НЕТ ЧЕТКО ВЫРАЖЕННЫХ МОРАЛЬНЫХ НОРМ. ОНИ МЕНЯЮТСЯ
  • Слайд 10

    ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.

    • ВОПРОСЫ МОРАЛИ- ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ.
    • ЧЕЛОВЕК ВЫБИРАЯ ОПИРАЕТСЯ НА
    • ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ
    • ЦЕННОСТИ- ЭТО НЕЧТО ВАЖНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ.
    • МОРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ- ЭТО ВСЕ ЛУЧШЕЕ ЧТО ВЫРАБОТАЛА МОРАЛЬ- ВСЕОБЩЕЕ ДУХОВНОЕ ЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРОЕ ДОСТИГАЕТСЯ ЧРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ И ПРИНЦИПОВ МОРАЛИ.
    • ЗА ДОЛГУЮ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ- В РЕЛИГИИ, В ФИЛОСОФИИ-ПРАВДА И СТЫД, ТЕРПИМОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ.
  • Слайд 11

    ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

    • НРАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО САМА ЖИЗНЬ. ИЗ НРАВСТВЕННОСТИ ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЕТ МОРАЛЬ СУЩЕСТВУЮТ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА НРАВСТВЕННОСТЬ
    • МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРЕДВИДЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ
    • В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОСТУПАТЬ ТАК,ЧТОБЫ ТВОИ ДЕЙСТВИЯ МОГЛИ СТАТЬ ОБРАЗЦЕМ ДЛЯ ВСЕХ
  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    М ораль

    Форма обществен- ного сознания Явление культурно- историчес -кое, классовое Сформирова-лась вместе с в озникнове-нием человеческого общества Предмет изучения этики Связана со всеми сферами обществен-ной жизни Мораль

    Мораль – совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

    Функции морали Раскрывает духовный потенциал личности как достойного члена общества, «очеловечивает человека» Общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения Формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля Воспитание высоко нравственной личности как члена гуманного общества Выбор морали раскрывает свободу личности

    Совесть – этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтрол ю Честь – этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества Чувство собственного достоинства – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззре-ния, выполненного долга и общественного значения

    Задачи морали Оценивать Регулировать Воспитывать Определять хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение Направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменять человека или общество Воздействовать на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придания воспитанию правильной ориентации

    Категории (общие понятия) морали Добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность и др. Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью… А. Гитлер Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом. Л.Н. Толстой

    Мораль, нравственность, этика Соотношение морали и нравственности мораль = нравственность Мораль мораль ≠ нравственность Нравственность Это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий Это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей

    Соотношение морали и этики Этика М ораль Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные. Мораль – признанные нормы (ценности), реализуемые в жизни. Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними. Библейская заповедь («золотое правило» морали) Мораль, или нравственность, - правила поведения людей и принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость.

    Отличия морали от права Мораль (нормы морали) Право (нормы права) Появилась раньше политики, права и государства Появилась позже морали Выражает волю государства, государственный подход к оценке общественных явлений Устанавливаются и фиксируются государством Регулирует определенную область общественных отношени й Пронизывает все стороны человеческой жизни, все общественные отношения (в том числе и те, которые не подлежат правовому регулированию) Формулируется обществом (людьми) Выражает мнение общества

    Более широки по содержанию, дают большой простор для толкования и применения Формулируются в письменном виде в юридических актах Право (нормы права) Существуют и действуют как свод неписанных правил в виде поучений и притч В необходимых случаях реализация обеспечивается принудительными мерами государством либо потерпевшим Обеспечивается силой привычки, убежденностью, совестью, давлением общественного мнения Мораль (нормы морали) Более конкретны по содержанию, характеризуются определенностью формулировок Исполнять или нет, решает сам человек Обязательны для исполнения всеми Формулирует требования в абстрактной, абстрактно-всеобщей форме Дает четкую формулировку, что можно и чего нельзя

    Мораль (нормы морали) Право (нормы права) Основывается на реальных условиях жизни Не признает формального равенства («Кому больше дано, с того больший спрос») Показывает идеал поведения, к которому необходимо стремиться человеку Существует единая и единственная система права в каждом государстве, каждом обществе Регулирует только поступки, действия людей Исходит из формального равенства людей: равные требования к разным людям Существуют различные моральные принципы и моральные установки людей, социальных групп, народов Предъявляет требования к поступкам, мыслям и чувствам Для оценки поведения людей используют критерии: «честно – нечестно», «нравственно – безнравственно», «справедливо – несправедливо» и др. Для оценки поведения использует критерии: «правомерно – неправомерно», «законно – незаконно» и др.

    Общее у морали и права Регулируют общественные отношения (поведение людей) Ориентируются на справедливость Чтобы правовые нормы работали, они по крайней мере не должны противоречить правилам морали Чтобы моральные нормы работали, они должны превратиться в привычку

    Десять заповедей человечности (раздумья академика Д.С. Лихачева) Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.


    мораль
    религия
    древнейшие
    РЕГУЛЯТОРЫ
    отношений

    Мораль

    (лат. moralis - нравственный)
    - один из основных способов нормативной регуляции
    действий человека в обществе; особая форма
    общественного сознания и вид общественных
    отношений; предмет специального изучения этики.
    Предмет изучения
    этики
    Форма
    общественного
    сознания
    Связана со всеми
    сферами
    общественной жизни
    Сформировалась
    вместе с
    возникновением
    человеческого
    общества
    Явление культурноисторическое,
    классовое
    МОРАЛЬ

    РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ

    ТАБУ
    ОБЫЧАЙ
    ТРАДИЦИИ
    МОРАЛЬНЫЕ
    ПРАВИЛА

    ТАБУ (от полинезийского слова, означает - запрет)
    - негативные предписания (категорические запреты) на различные
    действия людей, нарушение которых должно повлечь
    соответствующие санкции. Возникли и сформировались на
    социальной, магической и религиозной основе в период
    первобытного общества, в котором они регламентировали и
    регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.).

    Обычай, унаследованный стереотипный способ
    поведения, который воспроизводится в
    определённом обществе или социальной группе и
    является привычным для их членов.

    Традиция
    (от лат. traditio - передача;
    предание),
    элементы социального и
    культурного наследия,
    передающиеся от поколения к
    поколению и сохраняющиеся в
    определённых обществах,
    классах и социальных группах в
    течение длительного времени;
    охватывает объекты
    социального наследия
    (материальные и духовные
    ценности); процесс социального
    наследования; его способы.

    ОТЛИЧИЕ ТРАДИЦИЙ ОТ ОБЫЧАЕВ

    Объём понятия. Обычай – явление более широкое, нежели
    традиция. Это очень легко проследить на конкретных примерах.
    Обычаи могут быть народными, племенными, территориальными,
    а традиции – семейными, личными, профессиональными.
    Уровень. Если обычай – это всего лишь привычка, которая
    повторяется автоматически, то традиция – направленность
    деятельности, более сложная и многогранная.
    Укоренение в сознании. Обычай, как правило, менее
    продолжителен, нежели традиция. Это связано с глубиной
    усвоения данной привычки. Переходя из поколения в поколение,
    обычай становится традицией.
    Направленность. Соблюдение традиций в большей степени
    направлено на информирование народных масс. Обычай – это,
    прежде всего, активное действие, которое преследует
    определённую цель, изначально – практическую

    Моральные нормы,
    представленные, к примеру, в
    обычаях и традициях, могут
    сохраняться на протяжении
    долгого времени. Зародившись в
    одном веке, они продолжают
    соблюдаться несколькими
    поколениями людей, пока на
    смену им не придут другие
    нормы, но этот процесс, как
    правило, занимает много
    времени.

    Моральные нормы имеют свойство
    меняться, так как само общественное
    устройство подвержено постоянным
    изменениям. Появление новых
    социальных групп всегда связано с
    формированием у них своих
    духовных и материальных ценностей,
    которые не всегда совпадают с
    ценностями большинства. Усиление
    роли новых слоев общества
    приводит к тому, что их ценности и
    нормы распространяются все больше
    и становятся общепринятыми.

    ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ

    теологическая (дарована Богом, в
    декалоге -10 заповедях)
    натуралистическая (мораль присуща
    человеку изначально и заложена в нем самой
    природой)
    социологическая (мораль связана с
    историческим развитием общества)
    культурологическая (элемент культуры,
    регулирующий поведение человека)


    совершенные им поступки.
    Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их
    гуманистического потенциала - того, в какой мере они способствуют
    объединению людей, их развитию. Соответственно этому она
    классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло.
    Нравственно оценочное
    отношение к действительности
    есть ее осмысление в понятиях
    добра и зла, а также других
    сопредельных с ними или
    производных от них понятиях
    («справедливость» и
    «несправедливость», «честь» и
    «бесчестье», «благородство» и
    «низость» и т. д.).

    связана с тем, как другие люди или сам человек определяет
    совершенные им поступки.
    При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может
    быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные
    в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения.
    Нравственная оценка
    действительности ставит
    человека в активное,
    деятельное отношение к ней.
    Оценивая мир, мы уже что-то
    меняем в нем, а именно
    меняем свое отношение к
    миру, свою позицию.

    помогает установить в обществе нормы, которые станут законами,
    предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в
    обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно
    поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей,
    большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно
    следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.

    По мере своего развития общество изобрело много других способов
    регуляции общественных отношений: правовой, административный,
    технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает
    оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в
    организационном подкреплении в виде различных учреждений,
    карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное
    регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами
    соответствующих норм и принципов поведения в обществе.

    напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид
    способен следовать установленным в обществе правилам.
    Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой
    совести» и социального одобрения.
    Если индивид не ведет себя подобающим
    образом, то обязательно получает в
    качестве обратной реакции осуждение со
    стороны других людей.

    заключается в том, чтобы
    человеку иметь возможность
    научиться понимать и
    принимать нужды окружающих
    людей, учитывать их
    потребности, особенности и
    желания. Нормы, правила и
    порядки воспитывают
    личность, формируют у нее
    социальные идеалы и
    стремления.

    Концентрируя нравственный
    опыт человечества, мораль
    делает его достоянием каждого
    нового поколения людей.
    В этом состоит
    ее воспитательная функция.
    Мораль учит делать каждое
    дело таким образом, чтобы от
    этого не было плохо другим
    людям.

    «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен
    делать также товарищам» - древнеассирийское
    поучение (VII в. до н.э.)
    Китайский философ Конфуций на вопрос ученика,
    можно ли всю жизнь
    руководствоваться одним
    словом, ответил: «Это слово –
    взаимность. Не делай другим
    того, чего не желаешь себе».
    Будда гласит: «Как он поучает другого,
    так пусть поступает и сам».

    Нагорная проповедь Иисуса Христа:
    «Итак, во всем, как хотите, чтобы
    с вами поступали люди, так
    поступайте и вы с ними»
    В Сунне, мусульманском предании о
    жизни и деятельности пророка
    Мухаммада: «Чего в другом не
    любишь, того и сам не делай».
    Категорический императив Канта:
    «Поступай всегда согласно такой
    максиме, всеобщности которой в
    качестве закона ты в то же время
    можешь желать»

    наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за
    око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого
    человека, этот другой обязан возместить первому посредством
    собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том,
    что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и
    искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.

    предполагает следование христианским заповедям и соблюдение
    божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред
    своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб,
    основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее
    всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей
    духовной составляющей.

    представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к
    ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой
    поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить
    как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает
    умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть
    возможные последствия своих поступков.
    Дашратх Манджхи
    «человек горы»
    Жена Дашратха Манджхи, Фалгуни Деви, умерла,
    не получив своевременной медицинской
    помощи, поскольку дорога от их деревни до
    ближайшего города, в котором эта помощь
    могла быть оказана, проходила в обход
    протяжённого горного образования Гехло́р Ганж
    Не желая, чтобы кому-либо ещё пришлось
    разделить участь его жены, Дашратх в одиночку
    прорубил через горное образование проход
    длиной 110 м, шириной 9,1 м и глубиной 7,6 м,
    работая ежедневно на протяжении 22 лет (с 1960
    по 1982 годы), благодаря чему дорога
    сократилась до одного километра

    основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что
    каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими
    людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает
    теми же правами и свободами, что и мы.

    является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает
    наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к
    другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять
    ближнего, быть ему максимально полезным.

    ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ
    Принцип
    Гуманизм
    Моральная
    автономия
    личности
    Альтруизм
    Сущность принципа


    за него ответственность





    равенство всех людей
    Патриотизм.



    Толерантность


    вpaгoв.

    ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ
    Принцип
    Сущность принципа
    Гуманизм
    Человеколюбие, отказ от всех форм насилия над
    личностью, признание естественных прав человека,
    равенство всех людей
    Моральная
    автономия
    личности
    Человек сам осуществляет выбор нравственных
    принципов и способов своей деятельности и несет
    за него ответственность
    Альтруизм
    Патриотизм.
    Толерантность
    Сострадание и милосердие к другим людям,
    бескорыстное служение им и готовность к
    самоотречению во имя их блага.
    Пpинцип, выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe,
    зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт
    вpaгoв.
    Терпимость к иного рода взглядам, нравам,
    привычкам, принятие других культур, способов
    проявления человеческой индивидуальности

    Мораль

    КАТЕГОРИИ
    (общие
    понятия)
    морали
    Добро и зло,
    честь и совесть,
    долг и справедливость,
    добродетель,
    достоинство,
    стыд, правда,
    ответственность и др.

    ЭТИКА - философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность

    Впервые термин «этика» был употреблен
    Аристотелем, который разработал этику как особую
    науку о нравственных качествах личности.
    Этика исследует природу, внутреннюю
    структуру, происхождение и историческое
    развитие морали, ее место в системе других
    социальных институтов
    Соотношение морали и этики
    Этика
    Этика – это все моральные нормы
    (ценности), систематически
    изложенные.
    Мораль – признанные нормы
    (ценности), реализуемые в жизни
    Мораль

    Соотношение морали и нравственности
    мораль
    нравственность
    Это форма сознания,
    результат, продукт
    размышления о
    жизни, делах,
    поступках людей
    Это область
    практических
    поступков,
    практического
    поведения, реальных
    дел и действий

    Главная особенность морали – ее ВСЕОХВАТНОСТЬ.
    Она регулирует деятельность и поведение человека во всех
    сферах общественной жизни – в быту, в труде, в политике, в
    науке и искусстве, в личных, семейных и др. отношениях
    Моральные требования и представления
    Правила
    (нормы
    поведения)
    Моральные
    качества
    Нравственные
    принципы
    Позитивные –
    «уважай
    старших» и
    негативные –
    (не убий», «не
    лги»
    доброжелательный,
    справедливый,
    мудрый и т.д.
    коллективизминдивидуализм,
    эгоизм-альтруизм
    и т.д.
    Моральнопсихологические
    механизмы
    долг, совесть,
    стыд, честь
    Высшие
    моральные
    ценнности
    смысл жизни,
    свобода,
    счастье,
    справедливость

    Мораль и право

    Общее у морали и права
    Регулируют общественные
    отношения
    Ориентируются на
    справедливость
    Чтобы правовые нормы работали, они по крайней мере
    не должны противоречить правилам морали
    Чтобы моральные нормы работали,
    они должны превратиться в привычку


    –?


    Протяни ему свою ладонь,

    Лик его высок и удивителен.



    Булат
    Окуджава

    Источник обязательности моральных норм
    – человеческая совесть, моральное
    сознание человека и общества
    Совесть, благородство и достоинство –
    Вот оно, святое наше воинство.
    Протяни ему свою ладонь,
    За него не страшно и в огонь.
    Лик его высок и удивителен.
    Посвяти ему свой краткий век.
    Может и не станешь победителем,
    Но ты будешь жить как человек!
    Булат
    Окуджава

    В.И. Даль:



    общества.
    Зло – это всё то, что
    противоположно
    добру, что губит
    душу человека и
    отношения между
    людьми, побуждает
    совершать плохие
    поступки, разжигает
    вражду.

    В.И. Даль:
    Добро – это всё то, что полезно людям и
    обществу, что способствует улучшению жизни,
    возвышению личности, совершенствованию
    общества.
    Зло – это всё то, что
    противоположно
    добру, что губит
    душу человека и
    отношения между
    людьми, побуждает
    совершать плохие
    поступки, разжигает
    вражду.

    «Добрый человек – не тот, кто
    умеет делать добро, а тот, кто
    не умеет делать зло»
    В.О.Ключевский.

    Мораль

    Десять заповедей человечности
    (раздумья академика Д.С. Лихачева)
    Не убий и не начинай войны.
    Не помысли народ свой врагом других народов.
    Не укради и не присваивай труда брата своего.
    Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во
    зло ради корысти.
    Уважай мысли и чувства братьев своих.
    Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими
    сохраняй и почитай.
    Чти природу как матерь свою и помощницу.
    Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного
    творца, а не раба.
    Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
    Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.