Конспект урока на тему:»Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 вв

Урок целесообразно провести до изучения стихотворения А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», так как он заложит основу для работы над темой поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Тема урока: «Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 в.в».

Цели урока: Обучающая: помочь учащимся разобраться в проблеме поэтической славы, поэтического бессмертия, преодоления смерти через славу;

Развивающая: умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения.

Путем сравнения текстов переводов увидеть обновление языка в творчестве Державина, развитие русского классицизма, рассмотреть отличия в мировоззрении поэтов.

Воспитательная: воспитание чувства гордости за умение русских поэтов переводить стихи;

Вид урока: урок - размышление.

Оборудование урока: текст перевода оды Ломоносовым, текст стихотворения - подражания Горацию Державина, текст стихотворения А.С.Пушкина.

Словарная работа: Мельпомена - греческая муза трагедии. В переводе с греческого - «поющая». Дочь Зевса и музы Мнемосины. Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя: Дух обновления, характерный для всей русской культуры 18 века, в полной мере проявился и в поэзии. Именно в этом столетии произошла реформа русского стихосложения-утвердилась существующая доныне силлабо- тоническая система стиха, пришедшая на смену силлабической. В поэзии хорошо прослеживаются и разительные языковые изменения- от стихов петровского времени до произведений Державина, Карамзина, Дмитриева, которых по праву можно назвать предшественниками Пушкина. В русской классической литературе Гораций был частым гостем. Недаром Пушкин в одном из первых своих стихотворений перечисляет его среди своих любимых поэтов: «Питомцы юных Граций, с Державиным потом чувствительный Гораций является вдвоем…», а в одном из последних стихотворений ставит его слова эпиграфом к собственным строкам на знаменитую горациевскую тему: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Но если читатель, плененный тем образом «питомца юных Граций», какой рисуется в русской поэзии, возьмет в руки стихи самого Горация, его ждет разочарование, неожиданность. Почему? Неровные строчки, без рифм, с трудно уловимым переменчивым ритмом. Длинные фразы, перекидывающиеся из строчки в строчку, начинающиеся второстепенными словами и лишь медленно и с трудом добирающиеся до подлежащего и сказуемого. Странная расстановка слов, естественный порядок которых, словно нарочно, сбит и перемешан. Великое множество имен и названий, звучных, но малопонятных и, главное, совсем, по-видимому, не идущих к теме. Странный ход мысли, при которой сплошь и рядом к концу стихотворения поэт словно забывает то, что было вначале, и говорит совсем о другом. А когда сквозь все эти препятствия читателю удается уловить главную идею того или иного стихотворения, то эта идея оказывается разочаровывающее банальной:«Наслаждайся жизнью и не гадай о будущем», «Душевный покой дороже богатства».

И все-таки Гораций был гениальным поэтом, и лучшие писатели не ошибались, прославляя его в течение двух тысяч лет как величайшего лирика Европы. В русской литературе стихи Горация звучат в переводах поэтов 18-19 веков. Сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать оду Горация «К Мельпомене» в переводах поэтов 18 - 19 веков.

Индивидуальная работа. Сообщение учащегося. Учащийся заранее подготовил сообщение о том, что обозначает слово Мельпомена.

Слово учителя. На партах у вас находятся тексты переводов оды Горация. Назовем имена авторов переводов.

Ломоносов был первым в русской литературе 18 века, кто перевел оду Горация. Звучит этот перевод так: (читает ученик)

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что черный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатной род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

Задание классу. Попробуем провести анализ перевода.

*Какова главная тема, над которой размышляет Ломоносов?

*Прочтите строки, в которых выражена уверенность Ломоносова на поэтическое бессмертие.

*На какие художественно - выразительные средства мы прежде всего обращаем внимание при чтении оды? Назовите их.

Усеченная форма прилагательных: едка древность; велику честь; стихи эольски;

Названы имена античных героев, географические места: Давнус -Давн -легендарный царь Апулии, родины Горация; Авфид -река в Апулии.

Пышные метафоры: знак бессмертия; буду возрастать славой; Рим владеет светом; Отечество молчать не будет; множество веков;

Наличие эпитетов: едка древность; великий Рим; простой народ; беззнатной род; праведная заслуга;

Присутствие старославянизмов:главу; взгордися;

Синтаксический строй текста: текст перевода можно отнести к такому типу речи, как рассуждение:есть тезис о том, что памятник поэт себе уже воздвиг, есть доказательства, есть вывод о том, что труд поэта будет оценен и на голове у него появится лавровый венок.

Вывод:лирический герой одержим, надеется на добрую память потомков. (ученики)

Учитель: На основе текста Горация Державин создает во многом оригинальное стихотворение.

Ученик читает стихотворение.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! - весь я не умру; но часть моя большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Что первым я дерзнул в забавном русском слоге

Непринужденною рукой, неторопливой,

Учитель: Литературный комментарий (индивидуальная работа).

Стихотворение представляет подражание оде Горация «К Мельпомене».

Самое существенное отличие автохарактеристики Державина от образца подчеркнул Н.Г.Чернышевский: «В своей поэзии что ценил он? Служение на пользу общую… Гораций говорит:«Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи». Державин заменяет

это другим:»Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу, и царям».

Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од.

В 1795 году, следуя примеру Горация, он пишет стихотворение «Памятник», в котором так определяет право на бессмертие:

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истины царям с улыбкой говорить.

Краткий анализ стихотворения «Памятник» .

*Какой теме посвящено стихотворение?

*Кто из русских поэтов обращался к этой теме?

*В чем, по мнению Державина, состоит назначение литературы?

*Почему он уподобляет творчество поэта памятнику?

*Каким видится ему памятник?

*Что ставит себе поэт в заслугу?

*В чем состоит главное различие во взглядах на поэзию и предназначение поэта в стихотворениях Горация и Державина?

Сопоставительный анализ произведений Ломоносова и Державина.

*У Державина точно определены поэтические принципы.«Первый я дерзнул в забавном русском слоге…». В чем «дерзость» Державина?

В отступлении от знаменитых правил классицизма. Правила эти требовали, чтобы поэт «вещал», провозглашал в виде вечных истин те абстрактные добродетели, которые положены императорскому сану и выражались общим для од слогом.

*Державин создал «забавный русский слог», помогавший ему раскрывать во всем, о чем бы он ни писал, свою личность. Шутка выявляла индивидуальный склад ума, манеру понимать вещи и взгляд на мир, свойственный именно данному поэту.

*Сила поэзии, по мысли Державина, могущественнее даже законов природы, которым поэт единственно готов быть подчинен.

Памятник чудесен именно этим превосходством и над природой(«металлов тверже», неподвластен вихрам, громам, времени), и над славой «земных богов» - царей. Памятник поэта выше пирамид.

*Гораций видел залог своего бессмертия в мощи Рима: «Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом» (перевод Ломоносова.

*Державин прочность славы видит в уважении к своему отечеству, прекрасно обыгрывая общность корня в словах «слава» и «славяне»:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род Вселена будет чтить.

*Свои заслуги Державин видит в том, что сделал слог «забавным», т.е. простым, веселым, острым.

Поэт «дерзнул…возгласить» не о подвигах, не о величии - о добродетелях, и к императрице отнестись как к обычному человеку, говорить о человеческих ее достоинствах. Поэтому здесь употреблено слово «дерзнул».

*Главное же, Державин видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность, справедливость, что мог

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

*Последняя строфа стихотворения свидетельствует о том, что Державин не надеется на единодушное одобрение современников. Муза его и на пороге бессмертия сохраняет черты воинственности и величия:

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Проблемный вопрос. Раскройте справедливость слов Белинского:

«Поэзия Державина была первым шагом к переходу вообще русской поэзии от риторики к жизни».

Поэзия была той высокой трибуной, с которой Державин - поэт обращался к россиянам с пламенной речью. Он писал о том, что хорошо знал, что видел, что возмущало его, рисовал портреты «с подлинников», оттого речь поэта исполнена энергии, страсти, она выражала глубоко личные, выстраданные убеждения. Поэтому стихи Державина отображают действительность, реалии жизни.

Бессмертие Пушкина в его стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Литературный комментарий.

Стихотворение написано в 1836 году, восходит к традициям римского поэта Горация, автора «Я воздвиг памятник…», и Державина в русской лирике.

В основе лирического сюжета - судьба самого Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. Это одно из последних стихотворений А.С.Пушкина. Стихотворение это передает величие и трагизм прощания с жизнью. Это исповедь поэта перед самим собою и одновременно гордое завещание, произнесенное так, что его слышат века и огромные пространства Земли. Бессмертие поэта - и в той радости, с которой он видит течение жизни, ее горизонты, и в независимости от своего «жестокого века».

Беседа по вопросам.

*Какие мотивы и образы, ключевые для пушкинского понимания роли и назначения поэзии, воплотились в «Памятнике?»

*В чем видит поэт свою главную заслугу перед читателями?

*Почему поэзия бессмертна?

Анализ стихотворения.

Тема стихотворения - тема поэта и поэзии.

Проблема стихотворения -поэтическая слава, поэтическое бессмертие.

Жанр - ода. Жанровая специфика стихотворения продиктована традицией:

Стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина

«Памятник», которое, в свою очередь, является переделкой оды Горация «К Мельпомене», известной русскому читателю по переводу Ломоносова. Эпиграф к своему стихотворению Пушкин заимствовал у Горация «Я воздвиг памятник».

Пушкин, продолжая традицию, пытается показать, в чем его заслуги перед Россией:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий мир восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Относительно пафоса этих строк высказывались разные точки зрения, в том числе и такая: Пушкин иронизирует, он знает, что непосвященные именно так определят основные достоинства его поэзии, и призывает музу «не оспаривать глупца».

Средства поэтической выразительности:

Эпитеты:памятник нерукотворный, душа в заветной лире, в мой жестокий век, главою непокорной,

Метонимия: что чувства добрые я лирой пробуждал

Синекдоха:

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус и друг степей калмык.

Олицетворение: Веленью Божию, о муза, будь послушна…

Стихотворение написано катренами, причем первые тир строки - традиционным одическим размером - 6-стопным ямбом, а последняя строка - 4-стопным ямбом.

Подведение итогов урока.

Тема поэтического бессмертия, заложенная еще Горацием, была продолжена, интерпретирована в творчестве Ломоносова, Державина, Пушкина. Сегодня мы убедились в том, что творчество поэта вырастает из действительности. Поэты пытались выразить убежденность в том, что поэзия не зависит ни от государства, ни от общества, что у нее нет задач вне ее самой. И в этом их, поэтов, поэтическое бессмертие.

История создания

Стихотворение Державина, написанное в 1795 году, относится к зрелому периоду творчества поэта (со второй половины 1790-х – до начала 1800-х годов). Это было время подведения итогов жизни и творчества, когда поэт настойчиво стремится осмыслить пройденный им путь, определить свое место в истории общества и литературе. Созданные им в то время стихотворения становятся своеобразными поэтическими манифестами. К ним, помимо «Памятника», относятся стихотворения «Мой истукан» (1794), «Лебедь» (1804), «Признание» (1807), «Евгению. Жизнь Званская» (1807).

Показательно, что пора подведения итогов поэтической жизни Державина ознаменовалась вольным переводом оды римского поэта Горация «К Мельпомене». До него к этому произведению уже обращался другой русский поэт – Ломоносов, сделав первый перевод стихотворения на русский язык. Перевод Ломоносова был достаточно точным, отражающим основные идеи и образы оригинала. В дальнейшей истории русской литературы стихотворение Горация чаще всего не переводилось на русский язык, а служило основой для создания собственного стихотворения-«памятника». Именно такой вольный перевод-переложение впервые был сделан Державиным, который блестяще продолжил дело Ломоносова.

Жанровые особенности

По своим формальным признакам стихотворение Державина, как и Ломоносова, является одой. Но это особая жанровая разновидность оды, которая берет свои истоки от стихотворения Горация и получает название «Памятник».

Квинт Флакк Гораций – величайший поэт древности, имя которого прошло через века и стало известно во многих странах. Он родился в 65 году и умер в 8 году до н.э. В эти годы Древний Рим переживал важ­нейший перелом в своем историческом развитии – падение республи­ки и установление империи. Многие стихотворения Горация прослав­ляют государственных деятелей и выражают гордость поэта за те достижения, которые сделали Римскую империю крупнейшим и самым развитым во всех отношениях государством древнего мира той эпохи. Такие стихи были созданы им в жанре оды и составили целых три кни­ги, ставшие широко известными читателям. Размышляя о пришедшей к нему поэтической славе и о дальнейшей судьбе своего творчества, Го­раций многие произведения, вошедшие в его собрание од, посвящает теме поэзии и поэтического бессмертия. До нас дошли не все оды Го­рация, но самой известной среди них стала ода «К Мельпомене». В древ­негреческой мифологии Мельпомена – одна из девяти муз, покрови­тельница трагедии. Эта ода вошла в последнюю из трех книг сборника од под номером 30 и оказалась таким образом завершающей не только третью книгу од, но и весь сборник, поскольку явилась своего рода по­этическим итогом творчества поэта.

В дальнейшем эта ода стала широко известна не только в древне­римской литературе, но получила распространение во многих евро­пейских странах, где она была переведена на национальные языки. Так начала складываться традиция жанра поэтического «памятника». Не обошла ее и русская литература. Ведь трудно представить себе поэта, который не мечтал бы о поэтическом бессмертии, не пытался оценить свое творчество и определить, что в нем явилось самым важным, самым значительным его вкладом в развитие литературы и культуры и собст­венного народа, и народов мира.

Первый перевод оды Горация на русский язык, сделанный Ломоно­совым, достаточно точно передает ее содержание и особенности стиля. Безусловно, Державин знал его и, создавая свое стихотворение, опи­рался на опыт великого предшественника. Но державинский «Памят­ник» – это оригинальное произведение, в котором писатель выдвигает собственные критерии оценки поэтического творчества.

Основные темы и идеи

Главная тема стихотворения – прославление истинной поэзии и ут­верждение высокого назначения поэта. Оно является подлинным гим­ном поэзии. Основная тема стихотворения задается уже в первой стро­фе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее и долговечнее любых «рукотворных монументов» – такова сила поэтического искус­ства. Следует отметить, что эта мысль является продолжением горацианского образа. Сопоставим эти строки (текст Горация дается в перево­де С. Шервинского):

Создал памятник я, бронзы литой прочней,

Царственных пирамид выше поднявшийся.

Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой

Не разрушат его, не сокрушит и ряд

Нескончаемых лет - время бегущее.

(Гораций. «К Мельпомене»)

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

(Державин. «Памятник»)

Оба автора отмечают, что поэтический памятник необыкновен­но прочен («бронзы литой прочней» и «металлов тверже»), а силы по­эзии оказываются даже могущественнее законов природы («Ни сне­дающий дождь, ни Аквилон лихой не разрушат его», Аквилон – у древних римлян так назывался сильный северный или северо-­восточный ветер, а также божество, олицетворяющее этот ветер; «Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный»). Этот «памятник» выше пирамид – традиционного образа могущества созидательной силы. Но что еще важнее – он оказывается неподвластен времени.

Эта тема бессмертия поэта получает свое развитие в следующей строфе, причем опять державинский образ сходен с горацианским: «Нет, не весь я умру, лучшая часть меня избежит похорон» (Гораций); «Так! – весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смер­ти станет жить...» (Державин).

Но далее возникает существенное отличие. Гораций подчеркивает, что залог его поэтического бессмертия в мощи и неколебимости Рима. Державин прочность своей славы видит в уважении к своему отечеству, мастерски обыгрывая общность корня в словах «слава» и «славяне»: «И слава возрастет моя, не увядая, доколь славянов род вселенна будет чтить». Интересно в этой связи также отметить, что пишущий о себе самом, поэте и придворном екатерининской России, Державин орга­нично переносит горацианский образ широты распространения поэтической славы («Назван буду везде - там, где неистовый Авфид роп­щет», Авфид - река в южной части Италии, где родился Гораций) на российские реалии:

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал...

Гораций ставит себе в заслугу то, что он был реформатором нацио­нальной системы стихосложения: впервые начал использовать в латин­ской поэзии достижения древнегреческой («Первым я приобщил пес­ню Эолии к италийским стихам», Эолии - Греции). Для Державина оказывается важнее другое: он не только отмечает свое новаторство, особенно в области поэтического языка и жанров, но и ставит пробле­му взаимоотношений поэта и власти:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Свои заслуги Державин видит в том, что сделал русский слог «забав­ным», то есть простым, веселым, острым. Поэт «дерзнул... возгласить» не о подвигах, не о величии - о добродетелях императрицы, то есть гово­рить о ней, как о простом человеке - поэтому и звучит слово «дерзнул».

Последняя строфа стихотворения, как и у Горация, - традицион­ное обращение к Музе:

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Эти строки свидетельствуют о том, что Державин не надеется на еди­нодушное одобрение современников, но сохраняет черты достоинства и величия на пороге бессмертия.

В целом можно заключить, что перед нами вполне оригинальная трактовка, опирающаяся на возникшую за полвека до нее ломоносов­скую оду, но и развивающая в то же время общеевропейскую культур­ную традицию. Интересно при этом отметить тот факт, что, хотя вари­ант Державина не претендовал на дословность перевода, а, напротив, выставлял напоказ свою автобиографическую установку, по смысловой направленности он ближе к горацианскому источнику. В сопоставлении с ломоносовским стихотворение Державина поражает оригиналь­ностью поэтических образов, отталкивающихся от первоисточника - оды Горация. Это скорее вольное переложение, в котором наличеству­ют определенные реминисценции, используются общие поэтические мотивы и образы, но с наполнением их конкретными реалиями собст­венной жизни.

Художественное своеобразие

Стихотворение Державина, созданное в жанре оды, вернее особой ее разновидности, соответствует этому высокому жанру по стилю. Оно написано ямбом с пиррихием, который придает его звучанию особую торжественность. Интонация и лексика здесь очень торжественны, ритм медленный, величественный. Его помогают создать многочис­ленные ряды однородных членов, синтаксический параллелизм, а так­же наличие риторических восклицаний и обращений. Созданию высо­кого стиля способствует и подбор лексических средств. Автор широко употребляет возвышенные эпитеты (чудесный, вечный, быстротечный, в народах неисчетных, возгордись заслугой справедливой ). В стихо­творении присутствует много славянизмов и архаизмов, что также под­черкивает его торжественность (воздвиг, тлен, доколь, дерзнул, славя- нов род, презрит чело и др.).

Значение произведения

Стихотворение Державина продолжило традицию осмысления по­этом своего творчества и подведения итогов, заложенную Ломоносо­вым. При этом Державин утвердил жанровый канон стихотворения-памятника». Затем он получил блестящее развитие в творчестве Пуш­кина, также обратившегося к горацианскому первоисточнику, но сопорой на державинское стихотворение. После Пушкина стихотворе­ния в жанре «памятника» продолжали писатель ведущие русские по­эты, например такой великолепный и самобытный лирик, как А.А. Фет. Не исчезла эта традиция и в последующие эпохи. При этом каждый из авторов по-своему определяет роль поэта и назначение поэзии, опираясь не только на литературную традицию, но и на свои творческие открытия. И всякий раз, когда какой-либо поэт, в том чис­ле и наш современник, осмысливает свой вклад в поэзию и свои взаимоотношения с обществом, он вновь и вновь обращается к этой замечательной традиции, ведя живой диалог со своими великими предшественниками.

28.03.2013 39253 3531

Урок 10 СТИХОТВОРЕНИя Г. Р. державина «властителям и судиям», «памятник»

Цел и: познакомить учащихся со стихотворениями «Властителям и судиям», «Памятник», стараясь воспроизвести при чтении пафос высокого негодования, торжественность и внушительность содержания этих произведений; отметить заслуги Державина перед русской литературой.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Чтение и анализ стихотворения «Властителям и судиям».

Учитель. Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость. По свидетельству самого поэта, оно было названо «якобинским». Такая характеристика выражала явную угрозу для автора. Почему?

Данное стихотворение – смелая поэтическая разработка 81-го псалма (псалом – религиозная песнь). Авторство библейских псалмов приписывается легендарному иудейскому царю Давиду. Во время французской революции якобинцы распевали 81-й псалом как революционный гимн.

– Подумайте, как видоизменил Державин его традиционное содержание и что позволяет нам называть это стихотворение одой?

Традиционно ода воспевала великого человека и его деяния. Ломоносов расширил тематику оды – его оды восхваляют родную землю, ее богатства, прославляют науку и тех, кто с ее помощью умножает славу родины; воспевают мир как условие плодотворной деятельности просвещенного человека. Державин через отрицание, обличение неправедных деяний «властителей и судей» утверждает общественную справедливость и правду. Сатира, разоблачение пороков правителей – новая задача оды, и в этом заслуга поэта. Однако возвышенный, торжественный язык, ораторские интонации, обобщенные образы («неправедные, злые», «невинные, бессильные», «лукавые»), гиперболизация («злодейства землю потрясают, неправда зыблет небеса») – все эти лексико-стилистические и интонационные средства характерны для классической оды.

– Каков пафос этого произведения? И что в нем тем не менее узнаваемо, что в нем державинского? (Стихотворение полно высокого негодования, эмоционально, экспрессивно, насыщено риторическими фигурами. В нем наблюдается торжественность и внушительность содержания, категоричность авторских позиций.)

2. Чтение и анализ стихотворения «Памятник».

– А в чем видел свой долг Державин?

Как он осмыслил значение своей поэзии для современников, мы узнаем, прочитав стихотворение «Памятник».

Впервые стихотворение на эту тему написал римский поэт Гораций. У нас его первым перевел л омоносов под названием «Из Горация». Державин свободно использовал текст ломоносовского перевода, создавая «Памятник». Собственно, с его стихотворения и начала свою историю литературная традиция стихотворения-«памятника» (от Пушкина до Маяковского).

3. Беседа по содержанию стихотворения.

– Какова тема этого стихотворения?

– Что считает своей заслугой перед читателями Державин? Зачитайте.

– Каким видится ему памятник поэту?

II. Итог урока.

Вывод. По содержанию творчества и способам поэтического обобщения Державин – поэт-классицист (проповедовал идеи просвещенной монархии и выполнения каждым своего долга перед государством; его одам свойственны риторичность, рассудочность, ораторский пафос). Однако с неслыханной для его времени силой поэт нарушает эту художественную систему, нарушая тем самым и поэтическую систему классицизма.

Домашнее задание:

1) выучить одно из стихотворений Державина;

2) подготовиться к внеклассному чтению, прочитать главы из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» («Спасская Полесть», «Любани», «Пешки», «Тверь», «Крестьцы»);

3) индивидуально: биография А. Н. Радищева.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина «Памятник» 9 класс

«Памятник» Гавриил Державин Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так!- весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. 1795

Лингвистический анализ стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» Державин Гавриил Романович, (1743-1816), русский поэт, государственный деятель

Объясните название стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» Стихотворение называется «Памятник», потому что представляет собою размышление автора над собственной жизнью, подведение ее итогов, осознание собственной роли в жизни других людей.

Определите тему стихотворения (о чем оно?) Автор понимает, что все люди смертны, но, подводя итог собственной жизни, осознает, что своим творчеством воздвиг себе памятник – «чудесный, вечный»; сам он, человек, умрет, но имя его не будет предано забвению, потому что будет жить в созданных им произведениях

Какое настроение преобладает в стихотворении? В стихотворении преобладает спокойная торжественность: автор осознает собственную значимость и понимает, что ее уже ничто не может поколебать

Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить? О чем говорится в каждой части? В стихотворении «Памятник» можно выделить три части: 1) (первая строка первой строфы): введение лирической темы – «Я памятник себе воздвиг». 2) (со 2-й строки первой строфы и строфы №№ 2, 3, 4): развитие лирической темы – описание вечного «памятника» - собственной посмертной жизни и причины бессмертия. 3) (строфа № 5): муза может быть спокойна: ничто не умалит ее величия и бессмертия.

Охарактеризуйте систему художественных образов стихотворения Центральный художественный образ стихотворения – это сам лирический герой. Он упоминает те образы, которые так или иначе с ним связаны: люди, которые будут помнить поэта после его физической смерти, Фелица (героиня одноименной оды, прототипом которой является императрица Екатерина II), сделавшая его известным (здесь поэт затрагивает тему взаимоотношений поэта и власти), муза.

Охарактеризуйте художественное время стихотворения В стихотворении представлено время трех планов: - прошедшее (автор своим творчеством воздвиг себе памятник, он вспоминает о том, как стал известным); - настоящее (монолог автора – его воспоминания о прошлом и размышления о будущем произносятся сейчас, в настоящем времени); - будущее (размышление автора о собственной посмертной жизни). Можно сказать, что художественное время стихотворения пронизано вечностью: памятник, воздвигнутый поэтом, «времени полет не сокрушит».

Охарактеризуйте художественное пространство стихотворения Художественное пространство стихотворения необычайно широко: лирический герой уверен, что он будет известен «от Белых вод до Черных, / Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал». Его слава будет жить до тех пор, «доколь славянов род вселенна будет чтить», « всяк будет помнить то в народах неисчетных ».

Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, метафоры, сравнение) Образную систему, настроение стихотворения создают: - эпитеты: чудесный, вечный памятник; быстротечный гром; в народах неисчетных; забавный русский слог; сердечная простота; заслуга справедливая; непринужденная рука неторопливая. - метафоры: «я памятник себе воздвиг» (имеется в виду оставил о себе память); «времени полет» (время сравнивается с летящей птицей); «часть меня большая, / От тлена убежав, по смерти станет жить» - автора будут помнить люди; «заря бессмертия» (память). - сравнение: памятник «металлов тверже он и выше пирамид».

Охарактеризуйте приемы поэтического синтаксиса (инверсия, градация) - Инверсия (обратный порядок слов): памятник чудесный, вечный; тверже он; гром быстротечный; времени полет; его не сокрушит; часть меня большая; доколь славянов род вселенна будет чтить; в народах неисчетных; истину говорить; заслугой справедливой; презрит кто; рукой неторопливой; чело твое. - Градация (постепенное нарастание, увеличение степени проявления признака): «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный ». Все указанные приемы поэтического синтаксиса придают стихотворению особое эмоциональное звучание и служат раскрытию авторской идеи.

Охарактеризуйте поэтическую лексику стихотворения (антонимы, архаизмы) - Антонимы: «не умру» - «но станет жить»; слава «возрастет, не увядая»; «от Белых вод до Черных»; «из безызвестности я тем известен стал». - Архаизмы: «доколь» (устар. – «до каких пор?»), « вселенна » (вместо «вселенная»), «Белые воды и Черные» (архаизм – вместо Белое море и Черное море), «всяк» (вместо «всякий»), « неисчетный » (вместо «неисчислимый»), «дерзнул» (высок. – «смело стремиться к чему-либо благородному, высокому, новому), «презреть» – пренебречь; «чело» - лоб. Использованные лексические средства придают стихотворению особую выразительность.

Определите размер и способ рифмовки стихотворения Стихотворный размер – шестистопный ямб. Способ рифмовки – парная (абаб).

Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор?) Своим стихотворением Г. Р. Державин хотел сказать, что все мы смертны, но можно оставить о себе память – такую, что о тебе будут помнить потомки на протяжении многих лет.

«Памятник» М.В. Ломоносов Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. А.С. Пушкин Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не заростет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит - И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгуз, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокой век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца.

Сравнительная таблица М.В.Ломоносов Г.Р.Державин А.С.Пушкин Черты биографии Границы творческого бессмертия Каковы отношения у поэта с музой

«Три «Памятника» в русскойлитературе ». М.В.Ломоносов Г.Р.Державин А.С.Пушкин Черты биографии “Мне беззнатный род препятством не был”. “…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”. “…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”. Границы творческого бессмертия Поэт будет жить, пока живо его Отечество. “Доколь славянов род вселенна будет чтить”. “…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”. Каковы отношения у поэта с музой Муза – высокая покровительница. Муза – верная подруга поэта. Муза – соратник на великом поприще поэзии.


Урок № 8 Л-9

ТЕМА: Г.Р. Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина

ЦЕЛИ: дать знания об основных темах лирики и поэтическом новаторстве Державина; учить работать с художественным текстом, производить анализ лирического произведения.

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.
  1. Готовность к уроку.
  2. Постановка целей урока.
  1. Проверка домашнего задания.
  1. Наизусть «Властителям и судиям».
  2. Вопросы от класса по биографии и творчеству Державина.
  1. Работа над произведением Державина «Фелица»
  • Какова история создания оды? (Для ответа на этот вопрос можно использовать записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные поэтом в конце жизни.)
  • Объясните смысл названия оды.
  • Сопоставьте оду Державина «Фелица» с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны…» Ломоносова.
  • Что общего и различного в облике героинь этих произведений?
  • Какие художественные приемы используют поэты дли создания центрального образа каждой оды?
  • Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер, оды звучат по-разному?
  • Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации этих произведений.
  • Есть ли в одах сатирическое изображение действительности?
  • Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей высокую оценку?.
  1. Три «Памятника» в русской литературе.
  1. Вступительное слово учителя:

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности.

Сегодня на уроке мы сопоставим стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Проследим, как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях, чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравним художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.

  1. Чтение и анализ стихотворений.
  • Итак, впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”.
  • Переводов оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносова, В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова), несомненно, были известны Пушкину, а другие (А.А. Фета, Н. Фоккова, Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова, В.Я. Брюсова) появились уже после смерти Пушкина.
  • В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык.
  • Прочитайте переложение оды Горация “К Мельпомене” (“Памятник”), созданное М.В. Ломоносовым.
  • Определите тему и главную мысль стихотворения. (Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот главная мысль стихотворения).
  • Каким способом поэт придает своим стихам торжественность и чеканность? (Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.).
  • Объяснить значение этих слов: (аквилон – северо-восточный ветер; Авфид – река в Италии на родине Горация; стихи эольски – образцовые, древнегреческие; Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов; муза – богиня, покровительница наук и искусства; Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом).
  • В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” - это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих. Таких людей
  • Ни слеза вдовиц не тронет,
    Ни сирот несчастных стон:
    Пусть в крови вселенна тонет,
    Был бы счастлив только он…
    (“Любителю художеств”)
  • По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов неисчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом:
  • … И слава возрастет моя, не увядая,
    Доколь славянов род вселенна будет чтить.
  • В “Памятнике” Державин поясняет, в чем состоят его заслуги перед “родом славянов” и отечественной литературой:
  • …первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетелях Фелицы возгласить,
    В сердечной простоте беседовать о боге
    И истину царям с улыбкой говорить.
  • Перечитайте стихотворение Державина “Памятник”. Определите его тему и основную мысль.

(Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений. Основную свою заслугу видит поэт в том, что мог “истину царям с улыбкой говорить”, “беседовать о боге”, “дерзнул” рассказать о добродетелях Екатерины!! не высоким, а простым слогом).

  • Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы?

(Стихотворение написано ямбом, в каждом четверостишии первая

строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. перекрестная рифма).

  • Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)?
  • (Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля”

- чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.; различные эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой , памятник чудесный , вечный , гром быстротечный . Гипербола и сравнение одновременно – “металлов выше он и тверже пирамид” . Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).

  1. Самостоятельный анализ стихотворения Пушкина «Памятник»
  • Выразительно прочитайте стихотворение.
  • Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении?
  • Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия?
  • С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними?
  1. Заполнение таблицы «Три «Памятника» в русской литературе».

М.В.Ломоносов

Г.Р.Державин

А.С.Пушкин

Черты биографии

“Мне беззнатный род препятством не был”.

“…первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”.

“…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал”.

Границы творческого бессмертия

Поэт будет жить, пока живо его Отечество.

“Доколь славянов род вселенна будет чтить”.

“…доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит”.

Каковы отношения у поэта с музой

Муза – высокая покровительница.

Муза – верная подруга поэта.

Муза – соратник на великом поприще поэзии.

  1. Итог урока.
  • В каком стихотворении, на ваш взгляд, меньше всего прослеживается личностное авторское начало?
  • С чем это связано?
  • Почему для своего стихотворения о долге и назначении поэта и поэзии А.С. Пушкин взял за образец вольное переложение оды Горация Г.Р Державиным, а не более точный к подлиннику перевод М.В. Ломоносова?
  1. Домашнее задание.
  1. Главы «Путешествие из Петербурга в Москву».
  2. Инд. задание «Биография Радищева»