3 марта - годовщина со дня рождения одного из основателей большевистской партии, соратника Ленина, лидера советского атеистического движения Емельяна Михайловича Ярославского.

Единодушно буржуйские, клерикальные и даже некоторые "патриотические" СМИ поливают товарища Ярославского грязью. Обязательно пройдясь по национальной принадлежности Ярославского (его настоящее имя - Миней Израилевич Губельман), клерикалы пишут гнусные антисемитские бредни про "жидомасона Ярославского, который пил кровь русских православных младенцев" и далее в том же стиле. Всех, кто выступает против преподавания "закона божьего" в школах, клерикалы именуют не иначе как "потомками ярославских-губельманов". Это у клерикалов считается самым большим ругательством. Оцените, например, высказывание некоего Алексея Шорохова с благочестивого православного сервере "Русское воскресение" (речь идет о попытках общественности пресечь распространение антисемитского учебника "Основы православной культуры") (орфография сохранена): "Как и не исчезал никуда товарищ Губельман. Который - ярославский. Главарь революционных погромов Русской Православной Церкви и патологический русофоб. Семя, видать, у него безбожника такое беспокойное (осиновый кол ему памятник)... ". И далее: "потомки ярославских-губельманов возмущены, что Алла Бородина (автор учебника "Основы православной культуры") уверена, что "тьма" - это, очевидно, все, что не православие". В этом, вообще-то, уверен всякий православный человек, читающий утром Символ веры, а вечером Деяния апостолов ".

Вообще-то, неправославных людей в мире довольно много: свыше 6 миллиардов. И всех их Шорохов объявил недочеловеками. Да и православие как самостоятельное течение существует лишь с 1054 года. И клерикалы готовы объявить "тьмой" все, что было до этой даты, в том числе и все великие достижения античной культуры. Да уж, куда там всяким Аристотелям, Демокритам, Платонам и Лукрециям до таких светочей человечества, как бомж Василий Блаженный или диакон Кураев...

Именно против таких вот мракобесов, как упомянутый Шорохов, и боролся всю свою жизнь товарищ Ярославский.

Родился он 19 февраля (3 марта) 1878 года в Чите в семье ссыльно-поселенцев. Окончил трехклассное городское училище, с 9 лет работал в переплетной мастерской, потом служил в аптекарском магазине. Выдержал экзамен за 4 класса гимназии. В 1898 году вступил в РСДРП, организовал первый марксистский кружок среди рабочих Забайкальской железной дороги, а также кружок учащихся. Входил в состав Читинского комитета РСДРП. В 1903 году Ярославский был арестован; освободившись под надзор полиции, перешел на нелегальное положение. Переехав в Петербург, Ярославский вошел в состав Петербургского комитета, вел партийную работу на предприятиях за Нарвской заставой. В апреле 1904 года во время подготовки первомайской демонстрации вновь был арестован, и, будучи освобожден под залог в декабре того же года, вновь вернулся к партийной работе. После 9 января 1905 года вел партийную работу в Твери, Нижнем Новгороде, Киеве и Одессе. 13 февраля 1905 года был в третий раз арестован в Одессе и находился в тюрьме до Потемкинского восстания. Летом 1905 года после десятидневной голодовки был выпущен на свободу и вернулся к партийной работе сначала в Одессе, потом в Туле. С октября по декабрь 1905 года был одним из руководителей рабочего движения в Ярославле (отсюда и псевдоним Ярославский). После Таммерфорсской конференции большевистской партии (декабрь 1905), на которой он представлял Ярославскую организацию. Ярославский переехал в Москву, вошел в МК, работал в его военной организации, участвовал в редакции журнала "Жизнь солдата". Весной 1906 года в четвертый раз арестован на конференции московской большевистской военной организации. Совершив побег из Сущевской Тюрьмы, Ярославский поехал делегатом от Ярославля на IV Съезд РСДРП. После съезда вел партийную работу в Екатеринославе, Москве и Петербурге, где редактировал подпольную военную газету "Казарма". В конце 1906 года принимал участие в первой военно-боевой конференции РСДРП в Таммерфорсе, создавшей "Временное бюро военных и боевых организаций". Весной 1907 года участвовал в работе V (Лондонского) Съезда РСДРП как делегат от военных организаций Петербурга и Кронштадта. После возвращения в Петербург был в пятый раз арестован и приговорен к 7 годам каторжных работ. Февральскую революцию встретил на поселении в Якутской области.

В июле 1917 года Емельян Ярославский вернулся в Москву, создавал военную организацию партии, был одним из руководителей большевистской газеты "Социал-демократ", осенью 1917 года редактировал газету "Деревенская правда". Был делегатом VI Съезда РСДРП(б), членом Московского военно-революционного комитета, одним из руководителей вооруженного восстания в Москве. От большевиков Москвы был депутатом Учредительного собрания. В 1918 году был комиссаром Московского военного округа, потом работал в Перми и Омске. На 8 и 9 Съездах партии избирался кандидатом, а на 10 и 11 Съездах - членом ЦК РКП(б), в 1921 году работал секретарем ЦК. На 12-16 съездах партии Ярославский избирался членом ЦКК ВКП(б), с 1923 года - секретарь партколлегии ЦКК. Был членом ЦИК СССР, редколлегии газеты "Правда" и журнала "Большевик", с 1931 года - председатель Общества старых большевиков, с 1937 года - депутат Верховного Совета СССР, с 1939 года - академик и член ЦК ВКП(б).

На партийную биографию товарища Ярославского следует обратить внимание хотя бы потому, что "Завтра" и "Советская Россия" периодически любят высказаться про "троцкистов типа Ярославского-Губельмана". Хотя Ярославский действительно был Губельманом, но кем он никогда не был, так это троцкистом. Он вел непримиримую борьбу с троцкизмом.

Перу товарища Ярославского принадлежит ряд политических работ: "Очерки по истории ВКП(б)", "Анархизм в России", "Биография В.И.Ленина". Но вошел в историю товарищ Ярославский в первую очередь благодаря своей атеистической работе. Он был основателем и несомненным лидером главной атеистической организации СССР - Союза воинствующих безбожников, редактором журнала "Безбожник". Современному человеку слова могут показаться агрессивными, но вспомните то время. В гражданскую войну попы с оружием в руках убивали рабочих и крестьян. Когда в стране был голод, церковь прятала запасы зерна и церковные ценности, не давая использовать их для помощи голодающим. Когда все антисоветские организации были уничтожены, церковь осталась единственным легальным центром притяжения антисоветских сил. В годы коллективизации попы вместе с кулаками убивали колхозных активистов, поджигали колхозное имущество. Наконец, своими действиями церковники отвлекали народ от социалистического строительства. Да и достаточно вспомнить современные деяния церкви - как церковники, например, варварски разрушили лучший в мире бассейн "Москва" и воздвигли на его месте убогий "храм Лужка-спасителя". Поистине, они ничего не забыли и ничему не научились.

Главный антирелигиозный труд Емельяна Ярославского - "Библия для верующих и неверующих". Об этой книге надо рассказать подробнее. Дело в том, что сегодня сторонники религиозного образования говорят: "Знать библию нужно обязательно, хотя бы потому, что без знания библии вы не сможете разобраться в мировой культуре". Да, конечно, образованному человеку не мешало бы для общего кругозора знать и содержание библии. Но читать ее в оригинальном варианте очень тяжело. Поэтому широко распространен жанр популярных изложений религиозной литературы - как, например, евангелие от Льва Толстого или книги "Забавная библия" или "Забавное евангелие" Лео Таксиля (конец XIX века), который излагает содержание Ветхого и Нового заветов с материалистических позиций, с юмором подчеркивая все несуразности, в которые попы заставляют верить людей (знаете ли вы, скажем, что, согласно библии, заяц обладает раздвоенными копытами? И мы должны в это верить, ибо нелепо). Таксиль ясно показывает, что библию можно считать самой безнравственной книгой в мире - потому что никто не совершал столько преступлений, сколько благочестивые христианские святые: тут и геноцид, и предательство, и убийства, и кровосмешение, и содомия. Книга Ярославского "Библия для верующих и неверующих" аналогична творчеству Таксиля с той разницей, что если Таксиль критиковал библию с просветительской точки зрения, то Ярославский пишет с последовательно классовых, диалектико-материалистических позиций. Кроме того, в своей критике религиозных догм Ярославский опирается уже на уровень развития науки ХХ века.

Когда в 1941 году началась война, Советское правительство было вынуждено направить все ресурсы на фронт и закрыть ряд изданий, не имеющих отношения к обороне. В числе закрытых оказались и издания Союза воинствующих безбожников. Религиозное лобби во властных структурах тут же воспользовалось этим для укрепления своих позиций, результатом чего стала известная встреча Сталина и Молотова с патриархом Сергием в 1943 году. И хотя Советское правительство сразу же четко заявило, что ни о каком восстановлении дореволюционного статуса церкви не может идти и речи, товарищу Ярославскому тяжело было это видеть. 4 декабря 1943 года он скончался. Похоронен он был у Кремлевской стены.

Сегодня мы имеем дело с классическим пропагандистским приемом буржуазии, когда пытаются демонизировать наиболее знаковые фигуры. Все помнят, как демонизировали Сталина, изображая его кровавым злодеем, уничтожившим до 100 миллионов человек (конкретное число зависело не только от степени подлости разоблачителя, но и от степени знакомства его с арифметикой). Буржуи пытаются применить аналогичный прием и в отношении других своих противников. Следующей мишенью потомков Геббельса и А.Н.Яковлева стал соратник Ленина Емельян Ярославский. Если в 1990 году самым страшным ярлыком, которые реакционеры наклеивали на коммунистов, было, то сегодня аналогичный ярлык реакционеров - . Но если взглянуть на его жизненный путь, то быть потомком товарища Ярославского должен считать за честь каждый нормальный человек.

По материалам сайта РКСМ(б)
Прислал товарищ К. (Ткачёв Александр),
г. Воронеж.



Ярославский, Емельян

Ярославский Е. М.

(1878-1943) - родился 19 февраля 1878 г. в Чите, Забайкальской области. Родители: отец - крестьянин из ссыльнопоселенцев, в молодости скорняк, потом учитель, мать - дочь баргузинского рыбака, впоследствии поденщица. Получил низшее образование. На 14 году окончил городское трехклассное училище (6 отделений), 9-ти лет поступил в переплетную мастерскую, проработал в ней три года. По окончании школы вынужден был поступить сначала мальчиком в аптекарский магазин, потом мальчиком-приказчиком в магазин купца Игнатьева. В это время Чита была мещанским по составу, чиновничьим административным центром Забайкалья, местом политической ссылки для землевольцев и для народовольцев и других политических партий, местом, где жило несколько десятков бывших каторжан Карийской и Нерчинской каторги, революционеров 60-х, 70-х и 80-х гг. Познакомился с ними еще в детстве, и нет никакого сомнения в том, что они оказали большое влияние уже в детстве. Мать обучалась грамоте в семье одного из декабристов - Смольянинова. Упорным трудом удалось преодолеть латинскую премудрость за 4 класса с помощью одного сверстника-гимназиста, выдержать экзамен за 4 класса гимназии и сделаться аптекарским учеником. В 1898 г. выдержал экзамен на аптекарского помощника, но очень недолго пробыл на этой работе и должен был уйти с нее вследствие ряда столкновений с администрацией. Будучи безработным, вынужден был испробовать все, начиная с переписки у адвоката и случайной чертежной работы на строившейся железной дороге до поденной работы на ремонте этой дороги. В 1899 г. был принят на военную службу и прослужил до 1901 г. в царской армии в качестве рядового 18-го Сибирского стрелкового полка. Но так как начальство очень скоро убедилось, что пребывание в казарме опасно для настроения солдат, то перевели на охрану здания музея.

С 1898 г. познакомился с марксистской литературой и стал социал-демократом. Боролся за марксистские взгляды с выдающимися народниками, жившими в то время в Забайкалье. С 1898 г., с осени, начинается близкое знакомство с некоторыми рабочими строившейся тогда Забайкальской железной дороги и ремесленниками, с которыми организовали первый рабочий кружок Забайкалья. В то же самое время организовал кружок учащихся, из которых впоследствии вышло немало революционеров.

В 1901 г. был за границей, познакомился там в Берлине и Париже с различными группами и течениями нашей партии и представителями других революционных организаций. С транспортом подпольной литературы благополучно перебрался обратно и доставил этот транспорт частью в Иркутск, частью в Забайкалье. Пользовался советами и указаниями в своей работе некоторых бывш. народовольцев, разделявших учение Маркса: С. М. Мартыновского, Ц. С. Гуревич, А. И. Зунделевича. Первый рабочий кружок разрастается в 1903 г. в "Союз рабочих Забайкалья". В 1902 г. создается читинский комитет РСДРП, который выпускает ряд листовок к рабочим Забайкалья с призывом праздновать первое мая и к казакам, солдатам и офицерам. Во время печатания и распространения этих листовок был арестован, но через несколько дней освобожден, с одной стороны, благодаря голодовке, с другой - благодаря тому что прямых улик у полиции не было. Отдают под надзор полиции, но разрешили выехать в Петербург.

С 1903 г., с осени, работал в Петербурге под именем Владимира Семеновича Лапина в качестве члена петербургского комитета, пропагандиста и организатора, главным образом за Невской заставой. Во время подготовки к первому маю был арестован и посажен в одиночную камеру "Крестов", где просидел с 4 апреля 1904 г. по 13 декабря того же года. Был освобожден под залог и тотчас же принял самое горячее участие в работе, которая значительно расширилась к этому времени, особенно в известные январьские дни пятого года. Выступая на гапоновских собраниях как большевик, призывал рабочих не верить поповским и царским обещаниям, а готовиться свергнуть царскую власть с оружием в руках. Это было в то время очень трудно, потому что рабочие еще верили и попам, и царю. После 9 января (был вместе с рабочими на улицах и вместе с ними переживал расстрел их около Зимнего дворца), преследуемый сыщиками, должен был уехать из Петербурга и, объехав ряд городов: Тверь, Нижний Новгород, Киев, Одессу, в некоторых из них выступал с докладами (в Твери и в Одессе).

Остался работать в Одессе. Там, однако, недолго пришлось работать, и, кажется, 19 февраля 1905 г. был арестован на собрании в квартире железнодорожника Райха и просидел в тюрьме до потемкинского восстания. Когда выяснил, что у жандармов нет никаких улик, объявил голодовку, требуя освобождения. После десятидневной мучительной голодовки был освобожден из тюрьмы под надзор полиции и почти на другой же день скрылся, продолжая работать в Одессе, в особенности в потемкинские дни. В Одессе работал в качестве нелегального, под именем Степана Красильникова. Переехал затем в Тулу. В Туле работал недолго и затем по поручению Центрального комитета вместе с другими товарищами отправился агитатором на Волгу. В качестве такового несколько раз осенью 1905 г. бывал в Костроме, в Нижнем Новгороде и в Ярославле.

18 или 19 октября приехал в Ярославль. Октябрь и ноябрь и часть декабря работал, главным образом, в Ярославле, только выезжал в Нижний Новгород и в Москву. В это время в Ярославле была проведена огромная работа по организации профессиональных союзов. Организация наша руководила большой стачкой на большой ярославской мануфактуре бывш. братьев Корзинкиных, теперь "Красный Перекоп". Эта стачка имела огромное воспитательное значение не только для бывших корзкнкинских рабочих и работниц, но для всего рабочего класса и в том числе для массы крестьян, с которыми эти рабочие были связаны. В декабре стачка была подавлена, рабочие - кто расстрелян, кто уволен, кто арестован, а кто подчинился. Уехал по поручению ярославской организации на съезд партии, но съезд не состоялся, а состоялась в городе Таммерфорсе в Финляндии конференция большевиков с участием Ленина и Сталина. Эта конференция происходила уже накануне декабрьского восстания, и мы торопились ее закончить, потому что до нас дошло известие о начинающемся восстании. Уехал в Москву, но приехал к концу восстания.

По поручению московского комитета, членом которого сделался через несколько дней после декабрьского восстания, стал строить военную организацию, и для успешности работы стали издавать журнал "Жизнь Солдата". На этой работе проработал до весны. Весной на первой военной конференции был арестован и посажен в Сущевский полицейский дом. Из этого Сущевского полицейского дома несколько человек (из них были ожидавшие смертной казни) бежали путем пролома каменной стены здания через прилегающий к полицейскому дому двор. С мандатом от ярославской организации на IV объединительный съезд поехал в Стокгольм, где этот съезд состоялся в апреле-мае 1906 г.

После IV съезда направлен был ЦК работать на юг России. Сделавши доклады на съезде в Николаеве, Екатеринославе, Одессе, остался работать в Екатеринославе и проработал там до осени 1906 г., ведя, главным образом, агитационную и пропагандистскую работу как среди рабочих многочисленных крупных металлургических заводов Екатеринослава, так и среди солдат местного гарнизона, главным образом Ингульского полка, организуя боевые дружины. Из Екатеринослава уехал сначала в Крым, но не надолго, побывал в Сибири, а затем вернулся в Москву и из Москвы временами уезжал в Питер. В Петербурге и в Москве продолжал работать в войсках.

Через некоторое время после ареста редактора большевистской военной газеты "Казарма" сделался ее редактором. В то же самое время подготовляли первую конференцию военных и боевых организаций. Военным и боевым делом в то время занят был больше, чем каким бы то ни было другим. Опыт неудавшегося московского декабрьского восстания заставил партию внимательно остановиться на наших недостатках в этой работе. В конце 1906 г. участвовал в Таммерфорсе на первой военной боевой конференции, принявшей ряд очень важных серьезных решений. Участвовал в работе "Временного бюро военных и боевых организаций" по усилению военной и боевой работы партии. В мае месяце 1907 г. участвовал в пятом Лондонском съезде партии в качестве делегата от военных организаций Петербурга и Кронштадта. При возвращении из Лондона был арестован около Финляндского вокзала в Питере на улице, выданный провокатором, работавшим в финляндской военной организации, неким Цирюльниковым, был заключен снова в петербургскую одиночную тюрьму "Кресты", просидел там полтора года, дожидаясь суда. За это время судился по делу типографии и газеты "Рабочий" выборгского района и был оправдан. Осенью 1908 года состоялся военный окружной суд над членами военно-боевой организации. Всего привлекалось более 20 чел. Многие из них были приговорены к каторге. Получил 7 лет каторжных работ, которые, после кассации приговора защитником, были заменены пятью годами каторги. Продержали в петербургской пересыльной каторжной тюрьме на каторжном отделении почти два года. В 1910 г. отправился в московскую Бутырскую тюрьму, где режим был особенно тяжелым, настоящим каторжным. В 1912 г. отправили в Нерчинскую каторгу, в Горный Зерентуй, где и пробыл до конца срока. В московской Бутырской тюрьме работал в стульной мебельной мастерской в качестве так называемого "старшего рабочего", в Горном Зерентуе - в художественной мебельной мастерской. По окончании каторги отправлен на поселение в Якутск. В якутской ссылке пробыл до лета 1917 г. Весть о Февральско-мартовской революции застала ссыльным в Якутске, но ссыльные не могли оттуда выехать вследствие дальности расстояния и начавшейся в то время распутицы и должны были ждать вскрытия рек.

В ссылке организовал два подпольных кружка, главным образом из местной учащейся молодежи. В эти кружки входила лучшая якутская молодежь: Амосов, М. А. Попов, П. Слепцов, С. Васильев, И. Барахов и другие, которые сейчас ведут огромную работу как коммунисты, как организаторы советской власти и коммунистической партии в Якутии.

С первым пароходом бывшие ссыльные двинулись по Лене, добрались до железной дороги, и только к июльским дням Я. добрался до Москвы, где сразу же принялся за работу в военной организации, одновременно выступая на рабочих собраниях и принимая участие в "маленькой" тогда большевистской газете, которая называлась "Социал-Демократ". Осенью организовал газету "Деревенская Правда". Это была первая газета большевиков для деревни.

В Октябрьские дни принимал участие в восстании в Москве, сначала в Кремле, потом в московском совете, а к концу в хамовнических казармах 193-го полка. Принимал участие в создании Красной гвардии. А в 1918 г. вместе с Н. И. Мураловым, будучи сначала его помощником, а потом, когда Муралова отправили на восточный фронт, военным комиссаром московского военного округа, принимал посильное участие в деле создания Красной армии.

В 1918 г. принадлежал к группе левых коммунистов до V Съезда советов.

Во время выборов в Учредительное собрание был выдвинут московским комитетом партии кандидатом по Москве и был выбран в Учредительное собрание.

В 1920 г. работал на Урале, в Перми, а оттуда уехал в Сибирь. Работал в Омске в сибирском областном бюро и в омском комитете партии. В 1921 г. был выбран членом Центрального комитета нашей партии и секретарем ЦК. Осенью вновь был направлен ЦК в Сибирь, где проработал до конца 1922 г. в качестве члена сибирского областного комитета нашей партии. В 1922 г. по поручению ЦК во главе комиссии Совнаркома объехал заграничные наши представительства для обследования их состояния. С 1923 г. работает в реорганизованной по плану В. И. Ленина ЦКК в качестве ее секретаря, главным образом по партколлегии. Член ЦИК СССР, член коллегии НК РКИ СССР. Председатель союза безбожников СССР, староста Всесоюзн. общества бывш. политкаторжан и ссыльных, член редколлегии журнала "Большевик", член дирекции Института Ленина.

А. Лихачев.

[С 1934 член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). В 40-е годы член Главной редакции 1-го издания Большой Советской Энциклопедии.]

Ярославский, Емельян

(партийный и литературный псевдоним Губельмана, Минея Израилевича, др. псевдонимы - "Емельян", "Ильян") - старый большевик. Родился в 1878 в Чите, в семье ссыльнопоселенцев. Окончил трехклассное городское училище, с 9 лет работал в переплетной мастерской, потом служил в аптекарском магазине мальчиком; самостоятельно подготовившись, выдержал экзамен за 4 кл. гимназии и стал аптекарским учеником, затем аптекарским помощником. С 1898 Я., ознакомившись с марксистской литературой, стал с.-д.; в том же году организовал первый с.-д. кружок среди рабочих Забайкальской железной дороги, а также кружок учащихся. В 1901 ездил за границу и вернулся с транспортом нелегальной литературы. Входил в состав образовавшегося в Чите с.-д. комитета. В 1903 Я. был арестован; освобожденный под надзор полиции, перешел на нелегальное положение. Переехав в Петербург, Я. вошел в состав ПК, работал в качестве пропагандиста и организатора за Нарвской заставой. 4 апреля 1904 во время подготовки к первому мая Я. был арестован и просидел в "Крестах" до 13/XII того же года. Освобожденный под залог, Я. принял активное участие в партийной работе, выступая на гапоновских собраниях и призывая рабочих к подготовке свержения царской власти. После 9 января Я. принужден был уехать из Петербурга и вел ответственную партийную работу в ряде городов - в Твери, Нижнем Новгороде, Киеве и Одессе; 13/II 1905 он был арестован в Одессе и просидел в тюрьме до Потемкинского восстания. После 10-дневной голодовки был освобожден и вернулся к партийной работе сначала в Одессе, потом в Туле. В период высшего подъема первой революции, с октября по декабрь 1905, Я. был одним из главных руководителей революционного движения в Ярославле. После Таммерфорсской конференции, на которую Я. был послан ярославской организацией, он переехал в Москву, вошел в МК и по его поручению начал строить военную организацию и издавать журнал "Жизнь солдата". Весной 1906 Я. был арестован на первой военной конференции. После побега из Сущевского полицейского дома Я. с мандатом ярославской организации поехал в Стокгольм на IV Съезд партии. После Съезда Я. вел партийную работу сначала в Екатеринославе и др. местах, затем в Москве и Петербурге, где редактировал военную газету "Казарма" и был одним из главных руководителей большевистской работы в армии. В конце 1906 Я. принимал участие в первой военно-боевой конференции в Таммерфорсе, создавшей "Временное бюро военных и боевых организаций". Весной 1907 он участвовал на V Съезде партии (в Лондоне) в качестве делегата военных организаций Петербурга и Кронштадта. Арестованный в Петербурге после возвращения со Съезда, Я. сидел до суда в "Крестах" полтора года; по делу типографии газеты "Рабочий" он был оправдан, но по делу военно-боевой организации был приговорен военно-окружным судом к 7 годам каторжных работ, замененных по кассации приговора 5-ю годами. Каторгу Я. отбывал сначала в петербургской пересыльной тюрьме (2 года), потом в Бутырской тюрьме, а с 1912 - в Горном Зерентуе и затем до Февральской революции пробыл в Якутской области на поселении. В июле 1917 Я. вернулся в Москву и приступил к партийной работе. Особенно активное участие он принимал в московской военной организации, но много выступал также на рабочих собраниях; в то же время он был одним из руководителей большевистской газеты "Социал-демократ", а осенью 1917 организовал и редактировал первую большевистскую газету для крестьян "Деревенская правда". Во время Октябрьской революции Я. входил в состав Московского В.-Р. Комитета и был одним из виднейших руководителей вооруженного восстания и создания советской власти в Москве. От Москвы он был избран членом Учредительного собрания. В 1918 Я. был назначен помощником, а затем комиссаром Московского военного округа и принимал деятельное участие в создании Красной армии. По вопросу о Брестском мире он примыкал к группе левых коммунистов. В 1920 Я. работал в Перми, затем в Омске, в Сибирском областном бюро и Омском комитете партии. В 1921 на X Съезде партии Я. был выбран членом ДК РКП(б) и секретарем ЦК. С осени 1921 до конца 1922 Я. работал в Сибири в качестве члена Сибирского областного комитета партии. С 1923 Я. - секретарь ЦКК ВКП(б), член ЦИК СССР, член коллегии НК РКИ, староста Всесоюзного об-ва ссыльных и политкаторжан, член дирекции Ин-та Ленина, редактор "Безбожника", член ред. коллегии "Правды" и журналов "Большевик", "Историк-марксист" и др., в 1931 избран председ. Об-ва старых большевиков. - Вступив в ряды революционных борцов с ранней молодости, Я. прошел в дальнейшем длинный путь подпольной борьбы, принимал деятельное участие в работе по созданию большевистской партии, по подготовке и проведению революции 1905 года, затем по подготовке и осуществлению октябрьского переворота и укреплению диктатуры пролетариата, наконец в работе по руководству делом социалистического строительства в нашей стране. Бывший всегда одним из самых непримиримых противников меньшевизма и всякого соглашательства, Я. на протяжении последних 10-12 лет неизменно стоял в первых рядах партии в ее борьбе с различными антиленинскими уклонами и фракционными группировками, начиная с "рабочей оппозиции" и первых открытых выступлений троцкистов и кончая т. н. "объединенной оппозицией", правым оппортунизмом и право-левацким двурушничеством.

Я. является также одним из лучших и наиболее популярных публицистов и виднейших работников на идеологическом фронте. Им написано множество статей, брошюр и книг по самым разнообразным вопросам партийной и советской политики, и в этой работе он выявил себя одним из наиболее стойких защитников принципов ленинизма и генеральной линии партии. Особенно много внимания уделил он изучению истории революции России, гл. обр. истории большевистской партии. Среди его работ в этой области на первое место нужно поставить выходящий под его редакцией большой коллективный труд "История ВКП(б)". Много внимания уделял он в последние годы и работе на антирелигиозном фронте.

Труды Я.: Жизнь и работа В. И. Ленина, М., 1924; Ленин, теоретик и практик вооруженного восстания, Л., 1924; Краткая история ВКП(б), М.-Л., 1930; Партия большевиков в 1917 году, М.-Л., 1927; Стачка и вооруженное восстание в революции 1905 года, М.-Л., 1931; Мораль и быт пролетариата в переходный период, Л., ; О партетике, Л., 1925; Библия для верующих и неверующих, чч.1-5, М., 1923-25; На антирелигиозном фронте, М., 1924; Задачи и методы антирелигиозной пропаганды, М., 1925; Единый фронт труда и науки против мракобесия, М., 1930; Задачи антирелигиозной пропаганды в реконструктивный период, М.-Л., 1931; Очередные задачи антирелигиозной пропаганды, М., 1930; Против оппозиции, М. - Л,. 1928; Вчерашний и завтрашний день троцкистов, М., 1929; Мистер Троцкий на службе буржуазии, или первые шаги Л. Троцкого за границей, М.-Л., 1929; За последней чертой (Троцкистская оппозиция после XV Съезда), М.-Л., 1930; О новейшей эволюции троцкизма, М., 1930; История ВКП(б), под общей ред. Ем. Ярославского, Москва-Ленинград, т. I, вып. 1, 1926, т. III, 1929, т. IV, 1929, т. II, 1930.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Емельян Ярославский: террорист, безбожник, академик и основатель «культа личности»

27.03.2018

Емельян Ярославский: террорист, безбожник, академик и основатель «культа личности»

Share

У Иосифа Бродского есть изумительные строчки:

«Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье – слепота, а чаще – свинство.

Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.


А человек, должно быть, ограничен.

У человека есть свой потолок,
держащийся вообще не слишком твердо.
Но в сердце льстец отыщет уголок,
и жизнь уже видна не дальше черта.

Таков был доктор Фауст. Таковы
Марло и Гете, Томас Манн и масса
певцов, интеллигентов унд, увы,
читателей в среде другого класса.

Один поток сметает их следы,
их колбы – доннерветтер! – мысли, узы...
И дай им Бог успеть спросить: «Куды?!» –
и услыхать, что вслед им крикнут Музы.

А честный немец сам дер вег цурюк,
не станет ждать, когда его попросят.
Он вальтер достает из теплых брюк
и навсегда уходит в вальтер-клозет».

Емельян Ярославский (1878–1943) в своей жизни вряд ли без революции выделился из своего класса – полукрестьянской интеллигенции. Человек достаточно одаренный, он наверняка бы прославился на провинциальном уровне, как истовый любитель ботаники и организатор музеев. И это бы принесло несомненную пользу и для государства, и для российского общества. Но свершилось то, что свершилось – Ярославский увидел жизнь «не дальше черта» и махнул в революционное движение, повинуясь указующему хвосту нечистого. А между тем, изначально никаких предпосылок для такового поступка и не имелось.

Миней Израилевич Губельман (будущий Емельян Ярославский) рос в семье религиозной. Он об этом и сам вспоминал: «Ведь мы, революционеры, тоже не рождались антирелигиозными. Я лично воспитывался в очень религиозной семье, мои родители были чрезвычайно религиозными людьми, которые очень болезненно относились к тому, что я начал колебаться в вопросах веры...»
Как бы то ни было, но в 1898 г. Миней Губельман вступает в РСДРП и постепенно набирает славу как агитатор и организатор нелегальной деятельности. Псевдоним Ярославский он стал использовать только с 1905 года, ибо участвовал в организации рабочих волнений в Ярославле. Именно, в годы революции 1905–1907 гг. он становится боевиком и одним из организаторов «экспроприаций» (то есть грабежей в пользу партийной кассы).

В ноябре 1906 года Емельян Ярославский активно участвовал в конференции террористических организаций РСДРП в Таммерфорсе. Затем ему было поручено руководить Временным бюро военных и боевых организаций РСДРП.
Ярославский в 1907 г. Создал специальную школу для подготовки исполнителей-террористов с лабораторией для производства взрывчатых веществ. Но полиция сумела вовремя прекратить деятельность данного «учреждения».
Емельян Ярославский был арестован и получил за терроризм 5 лет каторги. После каторги он отбыл на поселение в Якутск и здесь занимался изучением местной флоры, фауны и минеральных ресурсов. Успешно трудился на поприще хранителя Якутского краеведческого музея. Попутно товарищ Емельян создает кружок «Юный социал-демократ» для революционного развращения местной молодежи: партии требуется «мясо» для терактов и революции.

После большевистского переворота 1917 года Ярославский наконец то находит истинное призвание. Он подключается к антирелигиозной работе, хотя ее и не возглавляет. Советская власть поручила вести войну против Церкви Красикову, но Емельян Ярославский упорно продвигается наверх и становится основателем (правда, не самым высокопоставленным в большевистской иерархии) «культа Ленина». Именно, перу Ярославского принадлежит целый ряд пропагандистских опусов о «гениальном» вожде: «Великий вождь рабочей революции Владимир Ильич Ульянов-Ленин» (1918), «Жизнь и работа В.И. Ленина» (1924) и «Ленин, теоретик и практик вооруженного восстания» (1924). Таким образом, становится ясным, что Емельян Ярославский подключается к созданию ленинского мифа еще при жизни Ильича.

В 1919 году Ярославский оказывается среди руководителей подавления Чердынского крестьянского восстания (Пермь). Правда, командует не карателями, но карательной пропагандой.

В 1922 году Емельян Ярославский развязывает психологический террор против верующих в России. Он редактирует газету «Безбожник». Позже становится председателем «Союза воинствующих безбожников» и вдохновителем атеистических репрессий от Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) – ЦК ВКП(б).

Ярославский отметился и как цензор в сфере русской музыки и литературы. По его настоянию запрещаются книги Достоевского и Гоголя, Толстого и Жуковского, великие музыкальные произведения Чайковского и Моцарта, Баха и Рахманинова. Кроме того, как признак религиозного дурмана, товарищем Емельяном предается остракизму рождественская елка.
«Воинствующий безбожник» Ярославский открыто писал и говорил: «Борьба против религии – борьба за социализм», а потому и травил святого патриарха Тихона и развязал разнузданную кампанию, где под видом антирелигиозной борьбы осквернялись храмы, мощи, иконы и предавался поруганию сам русский дух.

Впрочем, его неверие как «свинство» не очень-то и тяготило самого «антирелигиозника» Ярославского. Атеиста Емельяна беспокоит иное, что и определяется из его собственноручно написанной записки: «Личное. Наркомат обороны. Товарищу Е.А. Щаденко. Дорогой товарищ Щаденко! Если можно подкинуть 3-4 машины доброго конского навоза для моего сада, то я прошу это сделать. Посылаю план дороги, по которой ехать машине. Садоводческий привет».

Своеобразный карьерист Ярославский, когда Иосиф Сталин добирается до высот власти, начинает петь хвалу последнему. Вероятнее всего, именно Е. Ярославский широко растиражировал титул «вождя народов».
Достоверно неизвестно, первым ли Е. Ярославский сказал: «Сталин – это Ленин сегодня». Может быть и не он отличился, но эту фразу «антирелигиозник» повторял неоднократно.

Ярославский успешно сочинял и публиковал свои «исторические» опусы, прославляя Сталина. За что и удостоился и Сталинской премии, и избрания академиком АН СССР.

Сейчас по планете Земля шагает XXI век. Открыты архивы. Написаны сотни правдивых книг о том, что происходило в постреволюционной России. И неблаговидная роль Емельяна Ярославского в истории нашего Отечества стала очевидной. Но в российских городах (Туле, Ижевске, Якутске и т. д.) имеются улицы, носящие имя и фамилию этого террориста и безбожника, откровенного недоброжелателя нашей самобытности. А на площади Ярославского (бывшей Соборной, ибо здесь высился до сноса «пролетариатом» храм Рождества Христова!) в Челябинске находится государственный академический театр оперы и балета им. М. И. Глинки. Но Емельян Ярославский в разгар своей безбожной деятельности и произведения Глинки ратовал запретить.

Представьте себе на пять секунд картину. Отец с мальчиком семи-восьми лет идет мимо памятника Глинке, мимо оперного театра, на площадь Ярославского. Ребенок задает вопрос: «Папочка, а кто были эти дяденьки: Глинка и Ярославский?» И что должен ответить честный отец: «Глинка – это великий русский композитор, прославивший нашу державу, а Ярославский – это тот дяденька, который не хотел, чтобы строились храмы, и чтобы были новогодние и рождественские елочки!»

И что тогда подумает о России о нас всех взрослых мальчик?..
Можно придумать сто тысяч программ по патриотическому воспитанию молодых поколений, но все их перебьет за раз площадь Ярославского!
Извините, но это историческая шизофрения, господа…

«Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.
Однако, интерес у всех различен.
Бог органичен. Да. А человек?
А человек, должно быть, ограничен».


15.02.2019

Емельян Михайлович Ярославский (настоящие имя и фамилия Миней Израилевич Губельман) - российский еврей-революционер, советский партийный деятель, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель «Союза воинствующих безбожников».

В июле 1917 года Емельян Ярославский вернулся в Москву, создавал военную организацию партии, был одним из руководителей большевистской газеты «Социал-демократ», осенью 1917 года редактировал газету «Деревенская правда». Был делегатом VI Съезда РСДРП(б), членом Московского военно-революционного комитета, одним из руководителей вооруженного восстания в Москве. От большевиков Москвы был депутатом Учредительного собрания. В 1918 году был комиссаром Московского военного округа, потом работал в Перми и Омске.

На 8 и 9 Съездах партии избирался кандидатом, а на 10 и 11 Съездах - членом ЦК РКП(б), в 1921 году работал секретарем ЦК. На 12-16 съездах партии Ярославский избирался членом ЦКК ВКП(б), с 1923 года - секретарь партколлегии ЦКК. Был членом ЦИК СССР, редколлегии газеты «Правда» и журнала «Большевик», с 1931 года - председатель Общества старых большевиков, с 1937 года - депутат Верховного Совета СССР, с 1939 года - академик и член ЦК ВКП(б). Скончался 4 декабря 1943 года. Похоронен у Кремлевской стены.

В коммунистической партии Ярославского называли «советским попом», так как в 1920-1930-е годы он являлся главным авторитетом партии по «церковному вопросу». Ярославский был одним из главных инициаторов и руководителей антирелигиозной политики советского руководства.

С 1925 года Ярославский - председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников (1925-1943). В 1923 году вышла его книга «О религии».

Именно «организатору безбожного движения» принадлежит ставшая знаменитой в СССР максима: «Борьба против религии - борьба за социализм». Был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», под его руководством издавалось множество антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.

Например, одна из карикатур «Безбожника» изображала, как Бог вдувает Адаму душу через клистирную трубку. Одновременно главный атеистический журнал печатал статьи большевистских лидеров, дававшие ориентиры для деятельности местных партийных и советских структур, такие как «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных - в концлагеря» (из статьи Н. И. Бухарина).

В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки, в том числе Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Баха, Генделя и других композиторов. «В данный момент, - писал Ярославский, - церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение».

При участии Ярославского составлялись списки запрещённых книг, в которые вошли произведения Платона, Иммануила Канта, Владимира Соловьёва, Льва Толстого, Фёдора Достоевского и др. Все свои действия Ярославский теоретически обосновывал, например: «Толстой в настоящее время, если брать его отрицательное отношение к государству, если взять его отрицательное отношение к классовой борьбе, его враждебность к науке, является выразителем идей и настроений социальных прослоек, не имеющих никакого будущего, политическое значение которых для сегодняшнего дня ничтожно».

Емельян Ярославский. Советская открытка. 1930-е гг.

Емелья́н Миха́йлович Яросла́вский (настоящие имя и фамилия Мине́й Изра́илевич Губельма́н ; 3 марта 1878 года, Чита - 4 декабря 1943, Москва) - революционер, деятель Коммунистической партии, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель «Союза воинствующих безбожников ».

Классик отечественного религиоведения Л. Н. Митрохин охарактеризовал Ярославского как "беспринципного выдвиженца" и "мрачную фигуру", "которая координировала и определяла всю репрессивную и пропагандистскую деятельность против религии".

Биография

Родился в семье ссыльнопоселенцев.

В 1898 году вступил в РСДРП, организовал социал-демократический кружок на Забайкальской железной дороге. В 1901 году - за границей, корреспондент партийной газеты «Искра».

В 1902 году - член Читинского комитета РСДРП.

В 1903 году, находясь на нелегальном положении, член Петербургского комитета РСДРП. Стал одним из руководителей Боевого центра партии. Боевой центр создал хорошо вооружённые формирования, занимавшиеся так называемыми экспроприациями - грабежами банков и частных лиц, средства от которых направлялись на партийные нужды.

Организатор стачки текстильщиков в Ярославле (отсюда псевдоним Ярославский ).

Ярославский был участником Революции 1905-1907 годов. Невеста Ярославского, тоже революционерка Ольга Михайловна Генкина (1882-1905), была убита черносотенцами при попытке провоза небольшой партии оружия. Также Ярославский вёл партийную работу в Екатеринославе и Петербурге (редактор газеты «Казарма»); участвовал в 1-й конференции военных и боевых организаций РСДРП в Таммерфорсе, был членом Московского комитета РСДРП и военной организации большевиков, делегатом 4-го съезда партии, делегатом 1-й конференции военных и боевых организаций РСДРП, 5-го съезда партии .

В 1907 году он был арестован и отправлен на каторгу (отбывал в Горном Зерентуе, Нерчинская каторга), затем жил на поселении в Восточной Сибири.

В 1915-1917 годах заведовал Якутским краеведческим музеем.

После февральской революции 1917 года стал членом Якутского комитета общественной безопасности, затем в мае возглавил Якутский совдеп. С июля 1917 работал в Московской военной организации МК РСДРП(б).

Делегат 6-го съезда РСДРП (б).

В дни Октябрьской революции Ярославский - член Московского партийного центра по руководству вооружённым восстанием, член Военно-революционного комитета, первый комиссар Кремля, бежал из Кремля во время восстания юнкеров.

Ярославский был одним из редакторов московских газет «Социал-демократ» и «Деревенская правда». В 1918 примыкал к группе «левых коммунистов» по вопросу о Брестском мире.

В 1918-1919 годах Ярославский - уполномоченный ЦК РКП(б) по проведению мобилизации в Красную армию, комиссар Московского военного округа .

В 1919-1920 годах - кандидат в члены ЦК ВКП(б).

В 1919-1922 годах - секретарь Пермского губкома, член Сибирского областного бюро ЦК РКП(б). В 1921 году - секретарь ЦК РКП(б). В 1921-1922 годах - член ЦК партии. В 1921 году был государственным обвинителем на процессе Унгерна.

Ярославский Емельян Михайлович был старостой общества бывших политкаторжан, а с 1931 года - председатель Всесоюзного общества старых большевиков и Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1929-1935). Был членом редколлегии «Правды», журнала «Большевик», «Историк-марксист», «Безбожник», редактором «Исторического журнала» .

В 1923-1930 годах - член Центральной контрольной комиссии (в 1923-1934 годах член Президиума, в 1923-1926 член Секретариата, в 1924-1934 секретарь Партколлегии Центральной контрольной комиссии). Кандидат в члены Исполкома Коминтерна (1928).

В 1934-1939 - член КПК при ЦК ВКП(б).

C 1939 года до смерти - член ЦК ВКП(б).

С 28 января 1939 года - Академик АН СССР по специализации: история. Руководил кафедрой истории ВКП (б) в Высшей партийной школе при ЦК ВКП (б) и лекторской группой ЦК.

Карикатура на Сталина и Ярославского, распространялась после XV съезда ВКП(б) «левой оппозицией»

Ярославский Емельян Михайлович был членом ЦИК СССР, депутатом ВС СССР .

С начала 1930-х Ярославский - активный сторонник Сталина. На XVII съезде ВКП(б) заявил: «Товарищ Сталин был наиболее зорким, наиболее далеко видел, наиболее неуклонно вёл партию по правильному, ленинскому пути». Ярославский участвовал в подготовке официальной принятой при Сталине версии истории партии - «Краткого курса истории ВКП(б)».

В 1939 году написал книгу «О товарище Сталине». Одну из глав книги Ярославский так и назвал - «Вождь народов». Главная её идея: «Рядом с Лениным, начиная с конца 1890-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идёт товарищ Сталин…» (М., 1939. С. 149). В этой книге-панегирике Ярославский несколько раз подчёркивает «беспощадность Сталина к врагам» .

В годы Великой Отечественной войны пламенные статьи и речи Ярославского призывали бойцов Красной Армии и всех советских людей к стойкости и мужеству, полному разгрому врага.

Умер 4 декабря 1943 года. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

Награды и премии

  • орден Ленина (1938).
  • Сталинская премия первой степени (1943) за коллективный научный труд «История гражданской войны», т. 2 (1942). (Вместе с другими лауреатами (всего 15 человек) передал в марте 1943 года 400 000 рублей в Фонд обороны на строительство танковой колонны «За передовую науку»).
  • Именем Ярославского названы улицы в ряде городов. Например, в Ярославле его имя до недавнего времени носила та улица, где стоит кафедральный собор Ярославской епархии.
  • Именем Ярославского, в 1974 году, был назван теплоход Дальневосточного Морского Пароходства.

Безбожник

Н. С. Хрущёв вспоминал, что в партии Ярославского называли «советским попом», так как в 1920-1930-е годы он являлся главным авторитетом партии по «церковному вопросу». Ярославский был одним из главных инициаторов и руководителей антирелигиозной политики советского руководства.

С 1925 года Ярославский - председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников (1925-1943). В 1923 году вышла его книга «О религии». Был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», под его руководством издавалось множество антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.

Например, одна из карикатур «Безбожника» изображала, как Бог вдувает Адаму душу через клистирную трубку. Одновременно главный атеистический журнал печатал статьи большевистских лидеров, дававшие ориентиры для деятельности местных партийных и советских структур, такие как «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных - в концлагеря» (из статьи Н. И. Бухарина).

В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки. «В данный момент, - писал Ярославский, - церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение» .

Сочинения

  • Отчего нет товаров в деревне, хлеба в городах. - М.: Волна, 1917.
  • Н. Г. Чернышевский. - М., 1919.
  • Как родятся, живут и умирают боги и богини, 1923
  • Агитационно-пропагандистская работа Р. К. П. (между XI-м и XII-м съездами). - М.: Красная новь, 1923.
  • Что такое «Рабочая Правда». - Харьков: Пролетариат, 1924.
  • Партия большевиков в 1917 г. М.; Л., 1927.
  • Против оппозиции. Сборник статей. - М.-Л., 1928.
  • Третья сила. Статьи 1917-1931 гг., направленные против эсеровской и меньшевистской партий. - М.: Партиздат, 1932.
  • Против религии и церкви. Т. 5: Библия для верующих и неверующих / Ярославский Ем. - М.: ГАИЗ. - 1933. - 420 с.
  • Против религии и церкви. В 4 т. - М., 1935.
  • Биография Ленина. - М.: Партиздат, 1934.
  • Сталинская конституция и вопрос о религии. М., 1936.
  • Антирелигиозная пропаганда и профсоюзы. - М.: Профиздат, 1937.
  • Очерки по истории ВКП(б). 3-е изд. Ч. 1. - М., 1937.
  • Атеизм Пушкина. - М.: Гаиз, 1937.
  • О религиозных пережитках и задачах антирелигиозной пропаганды и агитации. - М.: Гаиз, 1937.
  • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Ем. - М.: Антирелигиозное изд-во. - 1937. - 406 с.
    • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Емельян Михайлович. - М.: Госполитиздат. - 1958. - 408 с.
    • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Емельян Михайлович. - М.: Госполитиздат. - 1959. - 408 с.
    • Библия для верующих и неверующих / Предисл. М. И. Шахновича. - Л.: Лениздат. - 1975. - 399 с.
    • Библия для верующих и неверующих / Емельян Ярославский; [Общ. ред., вступит. статья и примеч. д-ра ист. наук М. М. Шейнмана]. - М.: Политиздат. - 1977. - 375 с.: ил.
  • К 35-летию II съезда РСДРП . М., 1938
  • О роли интеллигенции в СССР. - М.: Госполитиздат, 1939.
  • О товарище Сталине. - М., 1939.
  • Анархизм в России, М., 1939.
  • Борьба славянских народов против германского фашизма. - М.: Военмориздат, 1941.
  • Биография В. И. Ленина. - М.; Л., 1942.
  • В руках Красной Армии судьба нашей Родины. Роль и задачи агитаторов в Красной Армии. (Статьи из газет «Советская Сибирь» и «Красная звезда»). - Новосибирск: Новосибизд. 1942.
  • Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии. (Статьи из газет и журналов). - М.: Госполитиздат, 1942.
  • За боевую, доходчивую, правдивую агитацию. - Пенза: Газета «Сталинское знамя», 1942.
  • Советы агитаторам. - М.: Госполитиздат, 1942.
  • Тридцать лет большевистской «Правды». - М.: Гос. изд-во политической лит-ры, 1942.
  • Фашисты хотят восстановить на Советской земле крепостное право. - М.: Мол. гвардия, 1942.
  • О религии. - М., 1958.

Память

  • В городе Ленинске-Кузнецком имя Ярославского носит один из городских дворцов культуры.
  • В Челябинске именем Ярославского названа площадь в историческом центре города. Переименование площади из Соборной в площадь имени пламенного безбожника, вероятно, по мысли идеологов 1930-х годов, носило символический характер.
  • В Новосибирске, Иркутске, Нерчинске, Якутске и Туле имя Ярославского носят улицы.
  • Поселок Ярославский в Хорольском районе Приморского края.

Примечания

Литература

  • Ленин В. И. Поли. собр. соч., 5 изд., Справочный том, ч. 2. С. 490.
  • Рубан В. А. Емельян Ярославский в «Правде» 1918-1919 гг. - Киев: Изд-во КГУ, 1959.
  • Воскобойников В. М. Товарищ Емельян. - Л.: Детская литература, 1979.
  • Григорьев Б. Г., Кутьев В. Ф. Боец и летописец революции. - М., 1960.
  • Агалаков В. Т. Ем. Ярославский в Сибири. - [Иркутск], 1964.
  • Савельев С. Н. Емельян Ярославский - пропагандист марксистского атеизма. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
  • Абрамов А. У Кремлевской стены. - М., 1978. С. 253-255.
  • Фатеев П. С. Е. М. Ярославский. (Партийные публицисты). - М.: Мысль, 1980.
  • О Емельяне Ярославском. Воспоминания, очерки, статьи. - М.: Политиздат, 1988.
  • Минц И. И. О Емельяне Ярославском. - М., 1988.
  • Торчинов В. А., Леонтюк А. М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. - Санкт-Петербург, 2000.